Понедельник, 18 июня

Черную дыру стошнило на глазах у астрономов

• Фото
  • Видео
Фото: скриншот видео

Астрофизики выяснили, что сверхмассивные черные дыры в центре активных галактик не справляются с поглощенным газом и «выплевывают» около 99% от общей массы материи, захваченной их притяжением, пишет журнал Science.

"По идее, сверхмассивные черные дыры должны всасывать в себя все, что есть вокруг них, однако мы обнаружили, что это далеко не так. В окрестностях черных дыр существуют крупные звезды, от которых исходят мощные солнечные ветра. Мы обнаружили, что такие газы сами по себе плохо поглощаются черными дырами,

а их высокая температура лишь увеличивает их "несъедобность",

- рассказал астроном Дэниел Ванг из университета штата Массачусетс в Амхерсте.

Получается, что лишь 1% от газа, попадающего в зону доминирования притяжения черной дыры, проваливается за горизонт событий, то есть поглощается дырой. Это открытие не только позволяет прояснить некоторые детали жизни черных дыр, но и объясняет тусклость ядер многих галактик в нашей Вселенной.

Ученые проследили за источниками рентгеновского излучения в окрестностях черной дыры Sgr A* в центре Млечного Пути с борта орбитального телескопа "Чандра". Астрономы измерили интенсивность рентгена.

Черными дырами называют объекты, масса которых столь велика, что они "не отпускают" от себя даже излучение. Соответственно, наблюдать черные дыры непосредственно нельзя - ученые судят об их присутствии по косвенным признакам. Например, когда эти объекты притягивают к себе окружающий газ, то последний, падая на дыру, разогревается и начинает интенсивно испускать излучение в различных диапазонах - в частности, в рентгеновском.

Некоторые ученые предполагают, что внутри черных дыр вполне может существовать жизнь. Если черная дыра достаточно большая, то в ней могут уместиться несколько планет, которые будут вращаться по сложным орбитам вокруг ее центра, и благодаря "пойманному" вместе с планетами свету внутри черной дыры может быть достаточно светло. Поэтому, считают ученые, там даже может существовать жизнь - разумная, но полностью незаметная для внешнего наблюдателя.