Молоко, свинина, рыба… Да-а!.. Крестьянам — не до Лиго!.. (7)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Эвия Трифанова/LETA

В канун Яновой ночи у многих латвийских крестьян настроение отчаянное. Драматической назвал ситуацию с производством молока, свинины и рыбной продукции министр сельского земледелия Латвии Янис Дуклавс. На последнем перед длинными выходными заседании во вторник Кабинет министров заслушал тревожное сообщение о ситуации в отрасли.

Министры тоже люди — и предпраздничное заседание Кабинета министров открывалось с препраздничным настроением. Запевали для министров песни Янова дня гости-фольклористы, чествовали без пяти минут именинников — Янисов. И министра земледелия - господина Дунклавса - увенчали дубовым венком, он же тоже Янис, да и для крестьян главный праздник лета — земной и важный.

Что у молочников и прочих тружеников, зависящих от надоев, уловов и продаж сельхозпродукции дела обстоят не лучшим образом, народу известно давно. Вся пищевая промышленность ведь сильно зависит от экспорта, а спад тут большой. Российское эмбарго, введенное в августе 2014 года и убийственный для наших экспортеров курс рубля к евро — новости совсем не вчерашнего дня.

Но звучат ведь и вполне себе бодрые речи. Мол, все равно крестьяне остаются наши на плаву, а экспортеры постепенно замещают потерянные для нас рынки другими, новыми. Но из сообщения министерства земледелия, прозвучавшего накануне праздника, как никогда прежде ясно, что Лиго нынче у занятых в сельском хозяйстве - просто праздник со слезами на глазах.

Министр так и сказал: ничего хорошего о текущей ситуации в отрасли сообщить вам не сможем, и скорого улучшения, увы, тоже не предвидится. Но чтобы не судить о ситуации не со слов многочисленных «экспертов», не всегда владеющих ситуацией, лучше уж самим обрисовать положение дел без прикрас, объективно. И, взглянув правде в глаза, подумать как решенать проблемы.

Ведь если ничего всерьез не предпринять и перемен не добиться, то уже к осени многие из крестьян и кормов-то на зиму заготавливать не станут, а стада своих коров или продадут, или — как говорится - пустят на колбасу. А свиное поголовье в стране и так уже за два последних года сократилось на 30 тысяч голов, а это значит, что несколько сот хозяйств перестали заниматься свиноводством.

По данным института агрорессурсов и экономики, приведенным в докладе Кабинету министров, сегодняшние закупочные цены на свинину на 11,3 процента ниже, чем они были накануне введения российского эмбарго. И это при том, что с начала 2016 года цены все же как-то росли — наихудшей же была ситуация в ноябре 2015 года, когда цены закупки свинины упала по сравнению с периодом «до эмбарго» на 31 процент.

Всего в результате российского эмбарго на импорт продовольствия мы потеряли 205,6 млн. евро. В том числе 129,3 млн. евро на сокрещении экспорта молока и молочных продуктов и 11,4 млн. евро — на сокращении экспорта свинины. Плюс потери рыбного экспорта — 24,9 млн. евро. Это - по данным на декабрь 2015 года.

Плюс еще 53,7 млн. евро потерь на рыбных консервах, связанных, правда, уже не с эмбарго, но с запретом на экспорт латвийских консервов от «Россельнадзора». Учтены в этих цифрах как прямые потери (сокращение латвийского экспорта в Россию), так и косвенные — ведь и экспорт в другие страны сократился значительно в связи с изменением там внутреннего спроса, и это тоже результат российского эмбарго.

Экспорт продовольственных товаров в Россию, которая традиционно была одним из крупнейших торговых партнеров Латвии, имел для латвийского сельского хозяйства очень большое значение, говорится в сообщении министерства. Еще в 2013 году на российский рынок приходилось 62 процента всего экспорта в третьи страны, а объем экспорта в денежном выражении составлял 658 млн. евро.

Комментарии (7)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Наверх