Латыш о русских: Странный космический объект - Латвия (89)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Если бы астрономы инопланетян тщательно изучили бы Латвию, они были бы очень удивлены. Латвия похожа на уникальный космический объект - страна, которая находится на двух разных планетах. Одна - русскоязычная, вторая - латышская. У каждой планеты своя атмосфера - там говорят каждый на своем языке, голосуют только за своих, слушают свою музыку, посещают разные театры и культурные мероприятия, живут абсолютно в разных информационных пространствах - читают разные газеты, смотрят только свое ТВ и слушают свое радио. У каждой планеты не только свой алфавит, но и разные Деды морозы.

Необычен и тот факт, что у обеих сторон абсолютно разные политики. У одних - сварливые, ненадежные и часто связанные с олигархами. У вторых политики умные, усердные, профессиональные и есть даже сексуальные интеллигент с трогающей улыбкой марципанового зайца и доверчивым взглядом.

Общие у двух планет только проблемы - безработица, коррупция, теневая экономика другие несчастья. Больше всего обе планеты связывает общая подозрительность друг к другу. Поэтому неудивительно, что инопланетяне обходят стороной эту странную страну, в которой даже Новый год отмечают с разницей в один час.

Это похоже на преувеличение, но нельзя отрицать, что между двумя общинами существенный разрыв, который с каждым годом увеличивается. Самая большая интрига на выборах - вытолкнут ли избиратели старых, неудачных олигархов? Это было сделано. Другой вопрос - придут ли на их место другие?

Однако самой горячей предвыборной интригой был вопрос о двух планетах одного государства. Будет ли допущен до власти представляющий русскоязычных "Центр согласия"? Точнее говоря - будут ли готовы латышские партии наконец поделиться с ним властью? Оба общества понимают, что это разделение деструктивно - оно никогда не поможет решить общие проблемы.

В то же самое время понятно, что с включением "Центра согласия" в правительство будет дан отпор национальному объединению ВЛ-ТБ/ДННЛ. Они - политики, которые подтвердили свою политическую зрелость и несомненную лояльность идеалам созданного в 1918 году государства. Также они смогли дистанцироваться от своих предшественников, которых подозревали в конвертировании слов "Отчизне и свободе" (Tēvzemei un Brīvībai) в частные миллионы. Вопрос только в нескольких членах ВЛ, которые имеют привычку публично говорить глупости, которые радикальны и были бы неприемлемы для основателей Латвийского государства. В свою очередь, "Центр согласия" до сих пор подозревают и в связи с сомнительными местными и зарубежными олигархами, и в лояльности в Латвийскому государству.

Кто другой, если не Затлерс?

Кто-то должен будет решить - пускать ли русских в правительство и отстранить корректных националистов. Или же в очередной раз сказать русскому обществу - ничего личного, но судьбу страны мы вам доверить не можем. Оба выбора тяжелые. Образно говоря, политикам, которые примут решение, придется выбирать - выстрелить в правую или леву ногу своей политической карьеры.

Лидер "Единства" Солвита Сболтиня, очевидно, вспоминая основную профессию Валдиса Затлерса, этот деликатный вопрос доверила его партии. Переложение ответственности она сформулировала в очень корректной форме, говоря: "В данный момент очень важно понять, в каком направлении и какую коалицию видит Партия реформ Затлерса. В конце концов у них "золотая акция", и им надо назвать это направление".

Идея назвать выстрел в ногу "золотой акцией" свидетельствует о специфическом чувстве юмора. У "Единства" в этой области богатый опыт с момента составления последнего кабинета министров, когда почти каждый их министр оказался легкой целью для критики общества и шакалов черного ПР. Зачастую они были слабо или совсем не защищены против не совсем обоснованных нападок. теперь решающее слово доверено Затлерсу. ЧТобы он ни выбрал, ожидается суровая критика. В обоих случаях она будет обоснована.

Есть ли проблемы с "Центром согласия"?

Отстраняя "Центр согласия", отталкиваются не столько конкретные политики, сколько все русскоязычное общество. Это может способствовать существенному напряжению, поскольку русские в очередной раз почувствуют себя исключенными, недооцененными и даже униженными. Парадоксально, но это будет медвежья услуга и латышскому языку. Нежелание русских в последние годы говорить на латышском - своего рода протест. Они считают, что нет основания уважать язык того народа, который им не доверяет. В дополнение к этому презрительная кличка "оккупант". Учитывая то, что они с другой планеты или, точнее говоря, живут в другом информационном пространстве, русскоязычные реже задумываются о том, что "Центр согласия" никогда серьезно не старался уменьшить это недоверие.

Русскоязычные масс-медиа показывают "шалости" латышей, но избегают критиковать русских политиков. Аналитики не раз указывали, что русская пресса в Латвии по объективности дальше, чем Бауска от Луны. Возможно, они не догадываются, что действия ЦС чаще пугали латышей, нежели способствовали сближению общин. Ушаков притворяется или действительно не понимает, что договор ЦС о сотрудничестве с ведущей партией Кремля - очень пугающий для латышского общества сигнал.

В коллективной памяти латышей - страшный многолетний опыт общения с Кремлем. Начиная с набегов Ивана Грозного, разрушений графа Шереметьева, массового переселения русских в прошлом веке; репрессии 1905 года, пакт Молотова-Риббетропа, депортации и другие направленные против латышей преступления. В этом всем нельзя винить современных русских, но надо понимать, что излишняя дружба с лидерами Кремля настораживает латышей.

Оккупанты. Оккупанты?

Русские политики никогда не могли пояснить латышам, почему русских так сильно задевает слово "оккупант". Для латышей признание факта оккупации означает символическое осуждение акта насилия, что также является и обещанием, что в будущем ничего подобное не повторится.

также латышам почти никогда не объясняли, что русские политики не могут сказать слово "оккупант" хотя бы потому, что это было бы своего рода богохульство. Для русских слово "оккупант" исторически более тяжелое, чем просто исторический термин - это ругательное слово.

Во время Второй мировой войны фашистскими оккупантами были те, кто буквально сжигал, разрушал дома их близких. Русских они считали нелюдями и соответственно к ним относились. В исторической памяти русских слово "оккупант" - это что-то очень противное.

Признавая оккупацию, русские политики существенно рискуют задеть своих избирателей. Большинство предков русских не были приспешниками Сталина, а были теми, кто своей кровью заплатил за разгром нацистов. Тех самых нацистов, которые считали латышей ненадежными крестьянами, которые не заслужили свою страну.

И сегодня мы все еще являемся заложниками этой сложной истории, и в большей мере потому, что политики не могут объяснить все в понятном виде. Это должны сделать обе стороны. Возможно, что попытка создать общее правительство могла бы дать импульс обсудить все спокойно. Без обвинений и лишнего самодовольства.

Ценности цивилизованного общества?

Также важно и совсем другое, очень актуальный вопрос. Латышские партии наконец между собой все обсудили и договорились, что надо серьезно уменьшить влияние денег на политику, надо усилить ценности нормального государства - правовую справедливость, прозрачность, ответственность политиков. Русскоязычный "Центр согласия" в этой связи был более "ориентирован на олигархов" и неизвестно, готовы ли они в дальнейшем измениться. Сотрудничество в Рижской думе, голосования в Сейме часто заставляли задуматься о сотрудничестве с политиками с сомнительной репутацией, о поддержке из интересов. Теперь же важно, чтобы русские и латыши смогли между собой договориться об основных ценностях и нормах поведения нормального, цивилизованного государства.

Давление на латышский язык - 1:175. 1:400.

Наконец, русскоязычным надо перестать устраивать клоунаду в отношении к латышскому языку. С одной стороны поддерживать статус латышского языка как единственного государственного, а с другой - приводить в Сейм таких людей как Валерий Кравцов. Русским надо понять, что тревога латышей за свой язык не просто прихоть.

Латвия - единственная страна в мире, где на государственном уровне можно обеспечить полноценную среду на латышском языке. Особо важно это в условиях глобализации. на латышском языке сейчас говорит чуть больше миллиона человек. Он фактически зажат между двух огромных глобальных пространств - русскоязычного и англоязычного.

Для сравнения - русский язык родной примерно для 175 млн человек, а английской - для 400 млн. У обоих огромные культурные, информационные и бизнес-пространства. Поэтому тревога латышей за свой язык обоснована - латышскому языку надо выжить, находясь среди сотен миллионов языков.

В этом вопросе "Центру согласия" надо понять, что уступок не будет даже на миллиметр. Это правде не означает, что латыши любым способом будут пытаться ограничивать русский язык в Латвии. Здесь его всегда уважали и ценили. Латыши всегда говорили по-русски больше, чем русские по-латышски. Охотно будут делать это и в будущем, если будут видеть смену отношения русских.

Латышский язык - один из важнейших фундаментов латышской идентичности. Может быть со временем знания латышского языка могли бы стать и основой идентичности латвийских русских. Поскольку русский, который кроме русского знает еще только английский, по сути ничем не отличается от русского где-то в Пскове или Нью-Йорке.

Быть русским в правительстве или нет?

Это очень сложный вопрос. Ответственный вопрос. Это вопрос не только Затлерсу и его партии. Это вопрос и ЦС и самим русским - хотят ли они сами и могут ли сделать шаг навстречу? Хотят ли они жить в стране, которую их предки выбрали потому, что она дальше от Кремля и ближе к Европе?

Один политик недавно угрожал - мир не поймет, если ЦС не будет в правительстве. Он наверное забыл, что последнее слово за латвийскими избирателями. Также надо помнить, что у Москвы, Вашингтона и Брюсселя сейчас другие, более важные проблемы, чем новый состав латвийского правительства.

Интересно, что второй раз за год Валдису Затлерсу надо принять очень тяжелое и по сути судьбоносное решение. Это будет более важное решение, чем "выстрел" в правую или левую ногу.

Комментарии (89)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх