Ушаков: были приняты два необоснованных решения по Крыму и Абрене

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

«Давайте возьмем для примера две ситуации. После войны принимаются необоснованные решения. В одном случае, часть территории Латвийской ССР отдается Российской Федерации (Абрене - Пыталово). В другом случае, часть российской территории отдается Украине - Крым» - заявил мэр Риги Нил Ушаков в интервью русскому TVNET.

Ушаков считает, что Латвию от Крымского сценария может спасти единение народа Латвии, когда русские и латыши вместе считают страну своим домом. «Это наш единственный гарант безопасности», - отметил глава Риги.

- Сейчас, когда страсти по Украине немного улеглись, как бы Вы назвали случившееся там?

- Я уже говорил, что это огромная трагедия, которая, не дай Бог, приведет к гражданской войне и социально-экономическому коллапсу. Очень бы не хотелось, чтобы украинские события пошли по югославскому сценарию. Надеюсь, Украине удастся провести президентские и парламентские выборы, чтобы сформировать легитимное правительство, которое будет представлять всю страну, с учетом ее региональных и этнических разнообразий. Конечно, рано говорить о каких-то глобальных реформах или переменах, но нужно хотя бы остановить то падение, которое мы все сейчас видим.

- Вы сказали, что надеетесь на выбор легитимного правительства. Значит, нынешние власти нелегитимны?

- Сегодняшнее правительство Украины пришло к власти в результате вооруженного переворота. Назовут ли позже это революцией или, все-таки, переворотом, - посмотрим.

- Продолжая тему легитимности... что Вы скажете о референдуме в Крыму?

- Давайте возьмем для примера две ситуации. После войны принимаются необоснованные решения. В одном случае, часть территории Латвийской ССР отдается Российской Федерации (Абрене - Пыталово)...

- Утверждает ли таким образом Нил Ушаков, что присоединение Абрене к России было нелигитимным, незаконным?

- Наверное, настолько же легитимным, насколько была и передача Крыма Украине...

... В другом случае часть российской территории отдается Украине - Крым. То есть, были изменены границы между Россией и Латвией и Россией и Украиной. Если мы вспомним, в 2007 году наши националисты требовали возврата к прежней латвийско-российской границе и возврата Абрене. Тогда почему те же самые латвийские националисты в 2014 году требуют, чтобы россйско-украинская граница не менялась? Ведь ситуация-то абсолютно аналогичная! Если бы националисты были последовательны,

то они тоже требовали бы изменения границы между Россией и Украиной и возвращения Крыма.

Центр Согласия, в свою очередь, в 2007 году выступал за подписание пограничного договора с Россией, то есть за неизменность границ, как и во время югославского кризиса мы были за территориальную неприкосновенность Сербии и против независимости Косово. Выступали мы и за территориальную неприкосновенность Украины, так как любые подобные изменения чреваты непредсказуемыми последствиями. То есть, мы были и остаемся последовательны в своих решениях и действиях.

По поводу проведения референдума в Крыму есть много вопросов, но даже если на нем не проголосовало 97% за присоединение к России, то все равно, очевидно, их было большинство. Более того, даже если мы не будем спекулировать на настроениях населения, то, по данным не российских СМИ, а Минобороны Украины, более 50% украинской армии в Крыму перешло на сторону России.

Так что по факту Крым сейчас часть России и я не вижу, что может случиться в обозримом будущем, чтобы эта ситуация изменилась. Все это говорит очень о многом и является важным уроком для Латвии. Крымский сценарий недопустим в Латвии даже не теоретическом уровне.

- Как бы Вы назвали действия президента Путина? Одна сторона называет это агрессией и экспансией, другая - законным возвращением части российской территории и восстановлением исторической справедливости.

- Напомню, в Крыму, насколько можно судить по данным СМИ, располагалось 20 000 солдат украинской армии. Черноморский флот Украины только в два раза меньше российского. И если, как я уже говорил, половина армии не просто сложила оружие и разошлась по домам, а перешла на сторону противника, то как после этого можно назвать Крым украинской территорией? По сути, де-факто и по настроениям местного населения это была российская территория, несмотря на решение Хрущева от 1954 года.

- Все-таки, действия Путина это что?

- ... Данная ситуация очень спорна с юридической точки зрения. ...Было, очевидно, допущено нарушение многих международных норм. Путин, учитывая фактическую принадлежность Крыма России, сделал то, что большинство населения считало логичным и что оно поддержало.

- То есть, он восстановил историческую справедливость...

- Я бы воздержался от такого определения. ...Как мы видим, по своей сути,

Украинской территорией Крым никогда все-таки не был.

- В одном из интервью, говоря об Украине, Вы сослались на заявление ЦС, в котором отмечается, что партия категорически выступает против применения военной силы и насилия в любых конфликтах на территории Европы. Как, по-Вашему, обстояли дела на Украине в этом плане?

- Если мы говорим о применении насилия, то да, на Майдане оно применялось и это было всем очевидно. В Крыму насилия не применялось. Да, мы можем говорить об очевидной угрозе применения насилия, о тысячах вооруженных людей, которых по каким-то причинам называли местной самообороной, о российских и украинских военных, но самого насилия, слава Богу, не было.

- А с чьей стороны была эта угроза насилия?

- Со стороны тех, кого в Крыму решили назвать местной самообороной.

- Сегодня многие сравнивают Даугавпилс с Крымом. Вы заявляли: «Если в Даугавпилсе 80% русскоязычных скажут, что хотят в Россию, будет уже поздно. Этого просто нельзя допустить». А как этого не допустить?

- Очень просто. Сейчас идет речь об увеличении военных расходов Латвии до 2% от ВВП. Извините меня, но не лучше ли перекинуть эти деньги на развитие Латгалии? Потратить их на инфраструктуру, создание рабочих мест, приведение в порядок школ, больниц и детских садов. Тогда люди не захотят даже думать о том, чтобы присоединиться к какому-то другому государству.

Если же Латгалия продолжит вымирать, и без того самый высокий уровень безработицы продолжит расти, люди будут уезжать в другие регионы Латвии и заграницу, а государство станет тратить деньги на покупку танков, чтобы испугать потенциального противника, то оно, прежде всего, распугает местное население.

- Недавно в Даугавпилс приезжал посол США, собирается в поездку по Латгалии и президент Берзиньш. Видимо, такой повышенный интерес к этому региону именно сейчас неслучаен?

- Латгалия не экспонат в музее, чтобы проявлять к нему интерес. Латгалия нуждается в осознанной, долгосрочной поддержке со стороны государства - экономической, социальной - а не в интересе.

- Вы говорите об экономической составляющей, но помимо этого есть и другие: национальная, языковая, этническая, ментальная, наконец.

- Да, конечно, эти составляющие очень важны, поэтому люди не всегда действуют рационально. Если бы посмотрим на любой конфликт, который разгорался на территории бывшего СССР или в Восточной Европе, то, в первую очередь, они возникали там, где была тяжелая социально-экономическая ситуация или где играли роль чьи-то экономические интересы. Если такая ситуация накладывалась еще и на этническое разделение, то мы и получали Косово, а теперь вот и Крым.

В Крыму этническая составляющая абсолютно понятна, но если говорить о зарплатах, пенсиях, пособиях, то они ведь намного ниже, чем в России. А Россия это вам не Норвегия или Германия. Национальные и этнические вопросы очень сложно решать,

поэтому начинать нужно с самого насущного - с экономики

. Если можно решить социально-экономические вопросы, то тогда говорить о национальных проблемах намного проще.

- ЦС не участвовал в обсуждении заявления Сейма по Украине...

- У нас очень четкая позиция, о которой я уже говорил. Наш же Парламент принимал декларацию по Украине, которая не была направлена на то, чтобы помочь в разрешении конфликта. Это голосование стало соревнованием правящих партий в том, кто побольнее укусит Россию. Ведь впереди у нас выборы в Европараламент и всем этим ораторам нужно сделать все, чтобы быть избранными или переизбранными на теплое место в Брюсселе.

- То есть, ЦС решил занять нейтральную позицию.

- Я бы назвал ее, скорее, рациональной. Нас действительно по-человечески беспокоит то, что происходит на Украине. «Забота» же об Украине, выраженная путем декларации Сейма - это лицемерие. Посмотрите, ведь большая часть украинцев, живущих в Латвии - это неграждане. На этом фоне смешно выглядят видеоролики, где националисты читают стихи на украинском языке. И это забота?

С другой стороны, нам важны и интересы Латвии. Да, мы выступали за территориальную неприкосновенность Украины, но Крым по факту стал уже Россией. Пусть сейчас многие этого не признают, но со временем, думаю, все равно признают.

Нам же все равно нужно как-то выстраивать отношения с Россией, все равно нужно будет торговать, нам нужны будут инвестиции, транзит, туристы. Если мы сейчас ради того, чтобы Шадурскис переизбрался в Европарламент, разорвем отношения с Россией, то накажем не «плохую» Россию или «плохой» Крым, а только себя. 70% транзита - это Россия, 25% туристов в Риге - россияне, которые тратят у нас как минимум в два раза больше, чем туристы из других стран. И если мы из-за Крыма испортим экономические связи с Россией, то будем самыми большими дураками в Евросоюзе.

- Вам не кажется, что непризнание Крыма частью России, в принципе, не играет большого значения для самой России? Ведь Крым стал не отдельной страной, а частью России...

- Да, это раз. Второй вопрос, насколько сильными будут экономические санкции против России. Да, Германия вводит список нежелательных лиц для въезда в их страну, но при любом раскладе немцы пострадают намного меньше, чем Латвия. Мы вернемся к уровню 2008 года. У нас в рижском порту работает 20 000 человек и зарплата там выше среднего по стране. А наш туристический сервис... Да что там говорить - признавать или не признавать можно все, что угодно, но у нас ведь хватает своих экономических проблем.

- ЦС не собирается расторгать договор с российской правящей партией «Единая Россия». А что этот договор предусматривает? В чем суть сотрудничества и почему ваша партия так держится за него?

- Договор предусматривает дипломатические отношения между двумя партиями, «Центром Согласия» и «Единой Россией». Если есть необходимость, мы обмениваемся информацией, проводим консультации. Это значит, что если что-то происходит в Крыму или на Украине, мы можем позвонить и спросить: «Что вообще там у вас творится»?

Такая возможность общения для нас очень важна с экономической точки зрения. Когда я еду налаживать экономические отношения, то губернаторов не из «Единой России» я знаю лишь одного. «Единая Россия» может нравиться, не нравиться, ее можно называть как угодно, но другой-то нет.

Если же говорить глобально, то можно сколько угодно ругать Путина и называть его будущим Гитлером, можно и нужно относиться к нему по-разному. Однако следует задать себе вопрос: что будет с отношениями между Россией и Европой, Россией и Латвией, если к власти придут другие партии, следующие за «Единой России», - это или коммунисты, или Жириновский. Так что те, кто сейчас кричат, что нужно помочь России скинуть Путина, должны задуматься о том, что они будут кричать,

если Россией будут править радикальные коммунисты или радикальные националисты?

- Но ведь в России есть и оппозиция.

- Есть, но уровень ее поддержки колеблется в пределах нескольких процентов.

- После событий в Крыму начали звучать разговоры и мнения, что Россия на этом не остановится, возжелает восстановить СССР и следующей жертвой могут стать страны Балтии. Обоснованы ли эти опасения?

- Я думаю, трудно упрекнуть простого латыша, который, глядя на эти события, испытывает определенное беспокойство. В истории Латвии уже бывали прецеденты, когда сюда входили чужие танки и есть немало людей, которые эти самые танки видели. Да и поколений с той поры сменилось не так уж и много. Ну а дальше на все это накладываются правые латвийские политики, для которых события на Украине стали просто подарком.

Вспомните, какой была политическая ситуация еще в январе этого года: непонятно каким образом сложенное правительство, абсолютная потеря кредита доверия со стороны избирателей и впереди две выборные кампании - в Европарламент и Сейм.

А сейчас все, проблем нет! Кто и когда на уровне министров говорил об экономике и социальных делах? Все же сегодня говорят лишь о Крыме, Украине и России. Таким образом, в чем-то понятный уровень беспокойства и даже страха определенной части нашего общества будут максимально эксплуатировать.

- Опять процитирую. "На вопрос, как он был действовал, если бы Россия приняла в отношении Латвии решение действовать по крымскому сценарию , Ушаков ответил: "Пока я в политике, такого не произойдет". Что это значит? Вы имеете какие-то рычаги влияния на Россию и являетесь гарантом безопасности в Латвии?

- (Смеясь) Рычагов влияния на Россию ни у кого из латвийских политиков независимо от их этнического происхождения нет. Я имел в виду, что пока русскоязычные политики вместе со своими русскоязычными избирателями будут четко и прямым текстом заявлять, что мы часть Латвии и для нас важна единая независимая страна, то это и будет самым главным гарантом.

Пока я нахожусь в политике, то буду всегда это говорить и делать все, чтобы русские в Латвии чувствовали себя и думали точно так же. Других гарантов безопасности, кроме того, что

латыши и русские вместе считают Латвию своей Родиной и своим домом, нет.
КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх