«Старые новости: интеллигенция как была дерьмом, так и осталась»

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: AFP/AFP

Едва в центре Москвы отзвучали выстрелы в Немцова, со всех сторон на нас посыпались новости. Вне зависимости от источников, все они сводились более или менее к трем составным: убийство Немцова вызвало шок в среде либералов, в особенности молодежи; наступил решающий час консолидации разных фракций, оппозиционных Кремлю и не вполне ясно, существует ли в России либеральная оппозиция как таковая. Боюсь, настоящей новостью во всей этой истории была лишь фамилия убитого. Все остальное – старые новости.

Первые старые новости пришли по горячим следам: репортеры, как им и полагается, бросились в эпицентр. И люди из немцовского окружения поделились с ними ошеломляющим открытием о том, в каком государстве, как выяснилось, они живут. А то раньше не знали. То есть, конечно, подозревали, но не представляли, что в такой степени. Неужели?

Время шло, а старые новости продолжали приходить. В одном из последних интервью Михаила Касьянова* прозвучала еще одна чрезвычайно популярная в течение лет этак ста мысль, что-де не могут же интеллигентные люди отвечать на террор террором.

«Мы ведь не коммандосы. Не хотим… стрелять в противника. Поэтому когда стреляют в нас, это вызывает шок. Это нормально», - сообщил на днях экс-премьер РФ корреспонденту польской редакции Newsweek Михалу Кацевичу. И заверил: «Либеральная оппозиция мобилизуется».

Любопытно, каким образом?

Может быть, мои представления о мобилизованной оппозиции как о движениях, подобных польской Солидарности или Народных фронтах балтийских колоний СССР несколько устарели? Может быть, XXI век предлагает иные сценарии? Так или иначе, совсем недавно Киев доказал, что старая модель консолидации очень разных течений,

в ответственный момент забывших о внутренних разногласиях, сегодня работает не хуже, чем вчера.

Все остальное - и подавно прописные истины. Как та, что власть не дают, но берут, так и та, что политическое влияние – дивиденд очень целенаправленных, иногда многолетних, инвестиций.

Во что инвестировал образованный российский слой последние двадцать лет?

В то же самое, что и публика, скажем, менее образованная, хотя и не менее амбициозная. Участвовал в дележе постсоветского пирога, продвигал личные карьеры, зарабатывал денежки и развлекался, насколько денежки те позволяли. Более того, на обновленного двуглавого орла некоторые из нынешних «либеральных оппозиционеров» успели наклеить немало перышек. И клеили бы до сих пор, кабы в середине 2000-х им не начали намекать: обойдемся и без вас. Лучше вашего знаем, что у нас за народ, и какие герои ему сегодня нужны.

Как после такого свинства не удалиться в оппозицию?

Сегодня все они – либеральная оппозиция

Главной же инвестицией и единственным социальным достижением российской интеллигенции за все те годы стало сотворение (в основном, в Москве) впечатляющего размаха параллельной среды обитания. Уязвимостью этого оазиса никто особо не тревожился, поскольку (и пока) не очень тревожили извне.

До сравнительно недавнего времени власть не предпринимала серьезных атак на бумажную прессу, радио и телеканалы, а на интернет и подавно. Не говоря уж о приватной жизни граждан. Целое поколение успело вырасти с ощущением определенной личной свободы – пусть даже на фоне далеком от радужного.

Заметными компонентами фона был санкционированный Кремлем террор. Не только массовый где-нибудь на Кавказе, но и более прицельный – в столице. Ни одно из политических убийств, предшествовавших последнему, до сих пор не раскрыто. Но и в столь незавидных реалиях

иллюзия определенного комфорта у просвещенной публики сохранялась на удивление долго.

Самые смелые и дорогостоящие арт-проекты – не только международные с участием россиян, но и чисто российские, - в Москве вполне убедительно реализовывались. Каких только книг не издавали! Ничего, что тиражом все больше в 1-3 тысячи, - на своих хватало. Даже интересующейся загранице кое-что перепадало.

Листая иллюстрированные журналы вроде «Мезонина» или «Пинакотеки», эта самая заграница просто диву давалась: цивилизованная страна, никакого постсоветского привкуса! Правда, кое-где, все больше в мелко набранных издательских информациях мелькали странные названия вроде «Красного октября» или топонимы вроде Ленинградской области, но это же такие мелочи! Сразу ведь и Москва не строилась, дайте только срок!

Дали. Еще при Горбачеве. Он завершился даже не вчера. Мало доказательств?

Влиятельным классом интеллигенция снова не стала. Поскольку очередной раз была слишком занята. Собою. Что, впрочем, никак не выпадает из россиийско-имперской интеллигентской традиции, два века функционировавшей в оазисном пространстве столицы-усадьбы. Именно там и были созданы практически все шедевры российской культуры – в красивейшем городе Европы, построенном на болоте, и в упоительных резиденциях, рассыпанных по кромешному бездорожью. Известно, правда, во что превратилась та столица, и что стало с теми усадьбами. Как и с той интеллигенцией. Но, что бы там ни случилось потом, шедевры были созданы.

В мастерстве креации параллельной реальности с русскими и сегодня не сравнится, пожалуй, никто.

Русские программисты и русский интернет - не суть ли продолжением той же традиции?

Значительно менее блестящи их взаимоотношения с реальностью очевидной. Что тоже старые новости. Время от времени актуализующиеся, как атаки хронической болезни.

Будь Кремль погибче, кокетничал бы с такой интеллигенцией. Все в ней, как надо: достаточно разобщена, о себе понимает, уроков истории усваивать не желает, при каждом режиме с энтузиазмом конструирует все более современной модели грабли, на которые сама и наступает, - в самой что ни на есть доброй отечественной традиции! Чем не воплощенный неоконсерватизм? Одна беда: договориться с такой публикой никак не выходит…

Корреспонденты же продолжат задавать вопросы. Что бы ни случилось, и всем, кому смогут – и так до скончания света. Будут их задавать, даже понимая, что внятного ответа не получат. Такая у них работа. Результатом порою могут стать старые новости.

Вроде тех, что уж почти месяц получаем мы из Москвы от «мобилизующейся» либеральной оппозиции.

*В сентябре 2010 года Михаил Касьянов вместе с Борисом Немцовым, Владимиром Рыжковым и Владимиром Миловым возглавили коалицию «За Россию без произвола и коррупции», которая в декабре того же года была преобразована в Партию народной свободы. В июне 2011 года Минюст отказал партии в регистрации.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх