«Израилизация» или банальная паранойя Европы? (2)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reuters/ScanPix

Вот уже лет десять, как израильтяне настоятельно советует европейцам задуматься о своей безопасности. Предлагают свой опыт, своих - лучших в мире - экспертов в этой области; главное же - призывают вынуть, наконец, голову из песка,и трезво оглядеться. С большим запозданием до Европы кое-что начало доходить. Увы, уже по оплате первых кровавых счетов за собственное тугодумие.

Хотя не в одном тугодумии дело. Старому континенту нелегко в краткие сроки обеспечить физическую готовность к отражению растущего цивилизационного противостояния ещё и оттого, что он всё ещё не до конца морально готов вызов этот принять. К тому же, у Европы к Израилю - специфическое отношение.

Десятилетиями Европа взирала на Израиль с плохо скрываемым высокомерием. Отражавшим негласный конснесус двух наболее популярных точек зрения - осуждающей и чуть свысока сочувствующей. «Неполиткорректное» государство, не особо церемонящееся со своии ближайшими соседями, проблемы с безопасностью само накликало на свою голову, - считали одни. Цивилизованные люди, - думали другие, - а так не повезло с локацией! На нашем-то, давно варварство изжившем континенте таких проблем просто быть не может. Потому что не может быть никогда.

Несколько лет назад Беньямин Нетаньяху заметил, что на самом деле у Европы - ровно те же, что у Израиля, проблемы. Правда, она почему-то упорно не хочет их видеть.

А дальше события развивались так, что не увидеть мог только слепой. Ясно, что уставший от войн Старый континент новость о начавшемся глобальном цивилизационном столкновении обрадовать не могла. Вместо быстрой и трезвой реакции брюссельская администация впала в замешательство.

Пока официоз мучительно соображал, что делать, в массах, как водится, поднялись дебаты о том, кто виноват. Среди граждан начали циркулировать мифы. Вроде того, что источник всего мирового зла - в мусульманской религии. И главный наш враг - мусульмане, которых мы у себя развели сверх всякой меры. Хватит! Ведь, принимай в своё время Европа тех же арабов, но арабов-христиан - никаких бы проболем не было. В разгаре иммиграционного кризиса 2015 года по всей восточной Европе часто слышалось:

«взяли бы мы, так уж и быть, тысячу-другую тех беженцев, но только - христианской веры».

И запад, и восток континента обуяла иррациональная антимусульманская паранойя. Эффективным запугиванием масс «фанатиками Ислама» занялись имеющие куда больше общего с фанатизмом - зато всё более успешные на выборах - правые и ультраправые партии. Никто как-то особенно не задумывался, приемлемо ли, например, для религиозного (а тем паче фанатичного) мусульманина прилюдно залезать под юбки незнакомым немецким дамочкам. В такие тонкости популистская риторика, мощно расцветшая по обеим сторонам Атлантики, не вдавалась.

Если бы всё было так просто! Если бы всё началось - ещё там, на Ближнем Востоке - со вспышек одной лишь религиозной нетерпимости, Израилю для решения проблемы хватило бы пары подразделений полицейского спецназа. С другой стороны, будь оно на самом деле так, небольшие группы евреев, тысячелетиями жившие в Палестине, не увидели бы там израильского государства. Попросту бы не дожили.

Этого, однако, не случилось. И евреи, и христиане веками достаточно мирно сосуществовали с мусульманами во всём арабском мире, от Марокко до Месопотамии. Даже принявшие христианство арабы не слишком раздражали своих чтящих Пророка собратьев. Всё это ведь происходило внутри исламского цивилизационного мэйнстрима! В его рамках, по его «партитурам». У живущих в Израиле выходцев из Магриба - арабской северной Африки - до сих пор очень непростые отношения с выходцами из Европы.

Разный цивилизационный опыт, хотя и те, и другие - евреи.

Главная проблема - не в религии, но в различии цивилизационных моделей функционирования государства и общества. Оттого попытки Запада «помочь» народам Ближнего Востока путём экспорта туда «шаблонов» своей демократии, привели к фатальным результатам. Никто всерьёз не учёл имевшегося прецедента - принципиального и многолетнего неприятия окружением Израиля норм той цивилизации, которую Израиль имеет отвагу в одиночку представлять и защищать в своём регионе.

Цивилизации нашей общей, называемой то западной, то иудейско-христианской.

В одном лишь присутствии такого государства на Ближнем Востоке цивилизация исламская видит вызов. И не так уж важно, живут там евреи или лапландцы. Католики, православные или атеисты. Кто бы в нём ни жил, Израиль - преемник средневекого Иерусалимского Королевства крестоносцев, ипмлант вражеской цивилизации. Именно так видят эту страну её соседи. Эта старая истина, известная каждому израильскому младенцу, до Европы долго не доходила. Хотя израильтяне, как только могли, старались её втолковать. Но никто не слушал. Пока совсем уж не припёрло.

При этом близорукость в Европе никак не была всеобщей. Громко обсуждать пугающе низкий уровень безопасности внутри ЕС начали даже не вчера. Впервые термин «израилизация», означающий повсеместное внедрение хорошо обученных подразделений секьюрити, прозвучал на влиятельном портале politico.eu более года назад. Но в большой и бюрократизированной Европе от обсуждения в прессе до принятия конкретных мер - долгий путь. На каком-то отрезке этого пути и прогремело - в Париже и Брюсселе. На каком именно? Хороший вопрос. Ясно лишь, что, увы, не на завершающем.

Как долго ещё будут чувствовать европейцы свою беззащитность - особенно, жители мегаполисов, регулярно использующие метро и часто перемещающиеся самолётами?

В эту группу повышенного риска входят, кстати, и брюссельские политики, и чиновники.

Механизмы безопасности в ЕС внедряются медленно, и не всегда убеждают в эффективности. Боюсь, что увешанные суперсовременными гэджетами парни в камуфляжах, появившиеся на станциях действующей сегодня части брюссельского метро (другая часть временно закрыта) - стоят там скорее для успокоения публики и устрашения совсем уж тупой шпаны.

Поскольку для спецопераций в замкнутых пространствах с неизбежными толпами непричастных лиц штурмовые винтовки, висящие на этих ребятах, явно не предназначены. «Прошив» цель, пули из таких пушек полетят дальше, и могут задеть тех, кого стреляющие просто не видят. Например, находящихся за дверями или за тонкими стенами работников метро. Это ясно даже такому выдающемуся эксперту по вооружениям, как я.

А сколько ещё в Европе многолюдных торговых центров и аэропортов -

в их числе и рижский, - куда, как прежде, может спокойно войти кто угодно, и внести что угодно!

С недоумением говорит о них недавно побывавший в Германии и Латвии главный редактор 9-го (русскоязычного) канала израильского радио Сергей Хиршфельд в небольшой статье «Добро пожаловать в опасную Европу» («Открытый город», апрель 2016). Описанные им сложные проверочные «шлюзы» аэропортов Израиля, возможно, вызовут раздражение некоторых читателей. Объясняя, что раздражаться по поводу хорошей работы секьюрити просто глупо, Хиршфельд почему-то забыл упомянуть, что за всё время существования израильской национальной авиакомпании EL AL на её линиях не случилось ни единого теракта. Чем определённо не могут похвастаться ведущие европейские и американские авиаперевозчики. А лет EL AL ровно столько, сколько Израилю.

«Угроза безопасности в Израиле - это рутина! Все знают, что надо делать в экстренной ситуации. И никому не надо объяснять, что такое терроризм. А европейцам надо!» - продолжает Хиршфельд, - «Об угрозе терроризма необходимо говорить..., не стесняясь в выражениях...

Сотрудничайте со службами безопасности! Требуйте от своих властей безопасности!..

Готовиться, по хорошему, надо было ещё вчера».

И нет в этих словах - как и в словах других израильтян на тему безопасности - ничего высокомерно-поучающего. Дескать, послушайте, неразумные, что вам мудрые люди советуют. Тяжкий опыт собственных ошибок имеется и у них. И уж точно - у живших в Европе предков многих из них. Слишком долго полагавших, что от прямой угрозы можно как-то увернуться. Откупиться. Уладить дело компромиссом.

Так продолжалось до самого гитлеровского «окончательного решения». Вывод, сделанный уцелевшим «седьмым миллионом», - из числа тех, к которым приходят «лучше поздно, чем никогда». Состоит он в том, что от цивилизационных вызовов, подобных тогдашнему антиеврейскому и антихристианскому нацизму, - не увернёшься и не откупишься.

И любые попытки как-то задобрить, как-то договориться обернутся лишь пустой и опасной потерей времени.

Усвоив этот страшный урок, «седьмой миллион» построил государство, заложив в его фундамент очень жёсткие, но рациональные и оправдавшие себя требования к безопасности. Никак не рекламируя в Европе особенностей своего государственного устройства, израильтяне, однако, искренне желают европейцам не повторять старых ошибок - чьи бы те ошибки ни были. Для европейцев же блага.

Возобладает ли на гордящемся своим рационализмом Старом континенте именно рациональный подход к решению проблемы, или будем мы продолжать безвольно барахтаться в неаппетитно пахнущих волнах банальной и деструктивной паранойи, время от времени становясь жертвами всё новых терактов, - покажет будущее.

Комментарии (2)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх