Кому - BREXIT*, а кому - и BREXODUS*: спокойствие, дорогие балтийцы! Пусть теперь суетятся британцы (17)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Flickr.com/Stein Magne Bjørklund

Знаю, что злорадство никого не украшает; знаю, что внуки не отвечают за дедов, и всё-таки чувствую известное удовлетворение, что ни день слыша об очередных сотнях британцев, заметавшихся в поисках лазеек к гражданству любой страны ЕС. И, похоже, «дозревающих» до решимости заплатить за него столько, сколько спросят.

А давно ли кичились, что в известный исторический период впустили в своё обожаемое королевство Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, и горстку иных знаменитых беженцев? Не афишируя правда, что очень вскоре - по вступлении Британии во II Мировую войну - украсили отметкой «враждебный иностранец» их британские удостоверения личности. А скольких выслали, вытолкнув в нацистский ад?! А скольким отказали во въездной визе?

Пусть же теперь сами вкусят всю сладость обладания «некошерным» паспортом. Очень отрезвляющее состояние.

Унижение, с которым иным британцам неминуемо придётся столкнуться в континентальных миграционно-натурализационных службах, не только сильно ударит по их хвалёному чувству собственного достоинства, но и куда как наглядно продемонстрирует им «чёрный пиар» некогда великой державы. На который неутомимо работали их предки. А наиболее самокритичных подтолкнёт к давно уж необходимой ревизии воззрений на окружающий мир и место Британии в нём.

Куда более скромное, чем до недавних пор представлялось подданным Соединённого Королевства.

Но всё это наступит лишь потом. Пока же, ошалевшие от стремительного падения «курса» британских паспортов, сравнимого, пожалуй, с самыми громкими обвалами на мировых биржах, - заинтересованные лихорадочно прицениваются и калькулируют.

Надёжнее всего, конечно же, «активы» у евробюрократов: стаж жительства в Брюсселе, зачастую - прикупленная там же недвижимость; порой даже такие чудеса как некоторая ориентация в разговорном французском... Но и они не настроены медлить с подачей прошений. У заявителей-граждан ЕС нет необходимости в стандартных пяти годах проживания: хватает и трёх. Таковы мягкие бельгийские законы. Британия же пока официально «семьи» не покинула. Так что подсуетишься вовремя - и «на коне»!

Бельгийский нидерландскоязычный телеканал VRT сообщил, что только 28 и 29 июня муниципалитет Юккль (одно из 19-ти брюссельских самоуправлений) принял в 10 раз больше ходатайств о натурализации, чем за весь предыдущий год. Далее следовал короткий список более или менее фешенебельных районов и предместий юго-восточной части столицы: Иксель (почти в центре, преобладает молодёжь евроинституций) - 30 заявлений, Ватерлоо (20 км от центра, унылый, но очень зелёный и буржуазный) и Тервюрен (элегантный фламандский пригород) - в сумме 34 заявления. И все были поданы 28 июня. Надо ли уточнять, кем?

Несколько мрачнее настроения в пенсионерских анклавах итальянской Тосканы и некоторых регионов Испании. Их население, прожив в этих местах по десяти и более лет, в большинстве своём ни по-итальянски, ни по-испански - ни бум-бум. (А зачем? Извозчик и так всюду довезёт!) Теперь же оказалось, что вредные испанцы двойного гражданства не признают. Мало того, они требуют торжественной клятвы в верности своему королю Фелипе.

Да ещё и по-испански... проще уж заживо в гроб лечь.

А что с более молодыми подданными Богом хранимой королевы Елизаветы? Франция, например, предлагает ускоренную натурализацию всем иностранцам, окончившим её высшие школы. «Конечно же, - комментирует корреспондент портала politico.eu португалец Поль Амеш, - британцы хорошо известны своей изнурительной борьбой за овладение языком Мольера»... (Читаю и утешаюсь: оказывается, не я один такой злорадный). И продолжает: «Для самых же лингвистически безнадёжных, зато с тугими кошельками, решением могут быть Кипр или Мальта».

А вот и кондиции: всего 2,5 млн евро на благо травмированной кипрской экономики - и никаких клятв, паспорт в кармане! Для тех, кто победнее, экс-британская колония Мальта делает специальное предложение за смехотворных 650 тысяч. Имеется, правда, отягощение: нужно сверх того купить тамошнюю недвижимость, и прожить в ней минимум год. Бонус же в том, что английский язык так и остался на острове государственным.

Для британцев еврейского происхождения варианты имеются просто фантастические. С весны прошлого года в Португалии, а затем и в Испании вступил в силу закон, по которому потомки изгнанных с полуострова 500 лет назад евреев-сефардов смогут восстановить утраченное предками гражданство. Не только бесплатно, но ещё и с официальными извинениями за эксцессы инквизиции. Дело за самой малостью: доказать родство. Некоторым турецкоподданным, например, уже удалось.

Вот такие котировки нынче на бирже европаспортов. И снижения не предвидится.

Едва ли не более, чем британцы, уже живущие за границей, озабочены их сограждане, находящиеся в пока что Соединённом Королевстве. Особенно, в его английско-валлийской части, которой новый «референдум о независимости» определённо не грозит. Понимая, что привычное свободное передвижение по Европе - воздух, который у них отняли, они всерьёз настроены вернуть его если ещё не любой ценой, то любым способом.

Социальные сети зацвели постами, обсуждающими возможности браков с европейцами и европейками. Не обязательно фиктивных.

Лет десять назад, пребывая несколько месяцев в Лондоне, я довольно быстро отучился ставить знак равенства между коренным населением и англичанами. Поскольку обнаружил, что почти каждый встреченный белый британец чуть ли не с первых слов старался более или менее дипломатично дистанцироваться от английскости. Хотя, понятно, происхождением родителей своих собеседников я не слишком интересовался.

Самыми откровенными неизменно оказывались этнические ирландцы, обычно с места в карьер вываливавшие всё, что было на душе, - и о своём народе, и об его вкладе в имперскую (и особенно в английскую) историю и культуру. И, конечно же, о том, «какой благодарностью они нам отплатили».

После такой подготовки я, понятно, не очень удивился, услыхав в эти дни о перспективе массового «ирландского исхода». Уже в первые 3 дня после референдума соответствующие службы Дублина получили 100 заявлений от британцев, желающих стать гражданами Ирландской республики. (Для сравнения: за весь прошлый год таких прошений от подданных Соединённого Королевства пришло всего 440).

И были то лишь первые сигналы близящегося «обвала». Уже спустя сутки главное отделение связи Белфаста выставило транспарант о непомерной загруженности официальной корреспонденцией, создавшей «пробку» в работе почты. А 28 июня МИД Ирландской республики Чарли Фланаган призвал потенциальных граждан не паниковать, заметив что лавинный прирост заявлений неминуемо скажется на скорости их рассмотрения (The Irish Times). Не сильно помогло.

Ещё бы: паспорт ИР может получить любой, кто докажет, что либо сам(а), либо кто-либо из родителей происходит из исторических ирландских земель. То есть либо с территорий Республики, либо из пока ещё британской Северной Ирландии. Статистика 2011 года уточняет, что таких среди здравствующих британцев - 430.000. Горячая же ирландская кровь пульсирует в жилах каждого четвёртого подданного королевства. По данным politico.eu, около 6-ти миллионов (или почти 10%) британцев могут не только попросить об ирландском гражданстве, но и получить его. Если такой возможностью воспользуется хотя бы половина, население соседней страны более чем удвоится.

Что за последствия принесёт Ирландии столь массовая «миграция с востока» - пусть и убраная в платье репатриации, - остаётся лишь догадываться.

Но, как бы там ни было с Ирландией, восточноевропейских комментаторов всё же больше занимает, что случится в их странах, вернись вдруг с Островов многочисленные устремившиеся туда в первые годы века гастарбайтеры и их семьи.

То есть 145 тысяч литовских граждан, 100 тысяч латвийских, 17 тысяч эстонских, около полумиллиона румынских и более 800.000 польских.

Удивляют не столько сами спекуляции, сколько их отправная точка: гастарбайтеры-де, скорее всего, вернутся. Хотелось бы узнать: скорее чего? Логично было бы думать, что не скорее закрытия (или переноса куда-нибудь в Азию) ряда предприятий в ходе неизбежного теперь уж спада британской экономики. Но, во-первых, этот процесс растянется на годы. «Вдруг», да ещё и все разом, уехавшие явно не вернутся. Во вторых же, абсурдно судить и рядить об экономических перспективах страны, не будучи вполне уверенными, выживет ли сама страна в её нынешнем виде.

Увы, главный двигатель этих рассуждений - никак не экономические выкладки,

но бацилла паранойи, прочно засевшая в сознании людей, переживших тоталитаризм.

Ксенофобские лозунги популистов и устные угрозы, посыпавшиеся на жителей Островов восточноевропейского происхождения, многие, похоже, приняли слишком всерьёз.

И хотя эксперты - и от экономики, и от международного права - почти единогласно отрицают как практическую необходимость санкций против работающих в Британнии восточноевропейцев, так и возможность легитимизации таковых, эмоции и страх перед неизвестностью берут верх. Например, из 2562-х живущих на Островах поляков, опрошенных в первую неделю после референдума в рамках зондажа Центра исследований общественного мнения IBRIS, 12% респондентов утвердительно ответили, что испытали на себе негативное отношение местного населения. А 74% опрошенных уверены, что поднявшаяся волна ненависти - это только «цветочки».

Тут и там раздаются мудрые советы молодёжи не ехать в Британию даже на учёбу: заклюют. Загнобят. Со свету сживут. И говорят это часто именно те, кто давно уж в той Британии живёт, и сниматься с места не намерен. По крайней мере, по доброй воле.

Стало быть, готовятся к экзекуции? Может быть, уже и штаны спустили? Или пригнулись ниже травы - авось, не заметят, пройдут стороной?

Вот и латвийский евродепутат от Союза «зелёных» и крестьян Ивета Григуле дует в ту же дудку: «можно ждать усиления репрессий против тех соотечественников, которые уже проживают в этой стране» (TVNET).

О чём вы, мадам, какие ещё репресии? Я понимаю,

кое-кому из латвийской публики, привыкшей взирать на Британию снизу вверх, трудно на лету ухватить стремительное изменение конъюнктуры. И, пардон за кремлёвскую терминологию, наконец «встать с колен».

Я понимаю, громко настаивать на уважении к своим гражданам - даже если те находятся в стране «старшей по званию», - для латвийского МИД сравнительно новая, и не очень пока отработанная практика. Но после того, как Британия сама себя с треском «разжаловала», сориентировались даже там, где обычно отвагой не блистали. «Судьбой проживающих на Островах соотечественников мы не очень обеспокоены, - заявил представитель МИД Румынии, - в нашей стране достаточно британских инвестиций, так что, полагаю, договориться нам удастся».

И, хотя Латвии обильными британскими инвестициями трудно похвастаться, в ней также проживают граждане Соединённого Королевства. Ясно, что число этих гипотетических «заложников» заметно уступает сотне тысяч живущих на Островах латвийцев. Но не следует забывать, что британской правовой системы никакой brexit не отменял.

Попробуйте выставить из правового государства, к примеру, семью, имеющую хоть какие-то легальные доходы, хоть какие-то британские документы, и чьё младшее поколение вдобавок который год учится в местных школах! Обилие прецедентов, созданных мигрантами из разных частей света, сплошь и рядом свидетельствуют о провалах подобных акций. За дискриминацию же на рабочих местах обычно вынуждено раскошеливаться государство проживания. Пособиями по безработице - впридачу к «дежурным» выплатам на малолетних членов семей.

Сказать полутора миллионам легально проживающим в Британии восточноевропейцев «чурики, мы больше не играем!» Лондону будет очень непросто. А ежели посмеет - сам же и станет опплачивать судебные процессы. Десятилетиями. Особенно учитывая, насколько суды и без того загружены многолетними казусами иммигрантов извне ЕС. Но, в отличие от безмозглой толпы, не ведая о последствиях голосовавшей за brexit, британским юристам хорошо известно: поставить под вопрос пребывание на Островах граждан ЕС означает практически парализовать национальную судебную систему.

О дипломатических же эффектах, подозреваю, догадываются в Foreign Office.

Наоборот, чем дотошнее и въедливее будут восточноевропейцы, отстаивая свои интересы на Островах, тем лучше.

Не только для них самих, но и для имиджа наших стран.

Слишком долго терпели мы и британское высокомерие, и британскую безапелляционность. Но фатальная глупость островного простонародья качнула маятник в другую сторону. Сильного, пусть и капризного, игрока в ЕС уж нет. На его месте - островитяне, волею большинства отпавшие от Евросоюза. Для дальнейшей ли борьбы с ним и его гражданами? Очень сомнительно: своих-то забот невпроворот.

Но даже в теории любая попытка «отыграться» на гражданах нелюбимой с недавних пор Европы может (и должна!) отзываться на положении «континентальных» британцев. Как тех, кому по разным причинам европаспорт не «светит», так и тех, у кого есть шансы его достать. Это ясно, как Божий день, официозам тех стран, что никогда снизу вверх на Британию не смотрели.

Пора бы наконец понять и более отсталым и закомплексованным: никакого «ужасного года», никаких массовых депортаций не будет.

Ясно, что страшная память о тех депортациях неминуемо воскресает в головах балтийцев при первых же колебаниях привычного status quo. Это так же естественно, как не оставляющая меня память о непринятых Британией еврейских беженцах из III Рейха. Однако хотел бы напомнить: год на дворе совсем иной. Не 1940-й, а 2016-й. Иная и Европа. Стоящая сегодня на нашей стороне. Прочее же зависит только от нас.

Так что спокойствие, дорогие балтийцы! Пусть теперь суетятся зантересованные британскоподданные.

Ведь это им нынче позарез нужны - ни больше, ни меньше - наши, европейские, паспорта. Вот пусть и вкладывают кровные в экономику Кипра и недвижимость Мальты (стильную и недорогую, между прочим; сам бы купил, да не привык жить на острове, в вечной зависимости от авиакомпаний)... Пусть ищут дальних сефардских предков, пусть откапывают польских и литовских дедушек и бабушек, пусть охаживают барышень и молодых людей из европейских стран победнее или в открытую предлагают им фиктивные браки, - теперь это их забота. Их brexodus.

С какого такого перепугу превращать его в наш? Унизили-то не нас, а их.

Это ведь в их королевстве тот, кто доселе был ничем, в одночасье стал если и не всем, то уж определённо вершителем судеб наиболее открытой, образованной и свободной от предрассудков части британского общества. Которой теперь, как ни прискорбно, придётся за всё это заплатить.

А кому же ещё?

Когда, где и за что «быдл-класс» вообще платил? И способен ли в принципе на такое?

От редакции: *BREXIT и BREXODUS - слова, полученные путем морфолого-синтаксического словосложения. «BRittain»+«EXIT» («Британия»+выход) и «BRittain»+EXODUS («Британия» + «исход»)



Комментарии (17)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх