«А вы что думаете – тут русских едят? Москальских СМИ начитались?» (40)

rus.tvnet.lv
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Фото автора

«Украина для меня началась в мае 2014. Майдан я пропустил. Лично не присутствовал – наблюдал как все – телевизор, порталы, соцсети, видеоролики очевидцев. Пожалуй, как большинство, сначала поддерживал власть и волеизъявление народа. Все смотрелось очень незамутненно, искренне и отважно: горящие покрышки, национальные флаги, песни под пулями. Потом, как водится, показалась вторая сторона медали. Я начал сомневаться. Тогда я в первый раз сказал вслух, что хотел бы оказаться там и увидеть все своими глазами», - пишет рижский блогер Алексей Стетюха.

На тот момент, такой возможности не было. Дома крепко держали семейные обстоятельства. Я бесконечно долго читал все источники, подписался на ярых активистов обеих сторон конфликта, просмотрел километры видеороликов, снятых очевидцами, прослушал тонны мнений аналитиков и ничего не понимал.

А потом началась война.

Никто не называл ее войной. Термины придумывались самые разные. До сих пор дожил термин АТО. В мае, я поехал на Украину в первый раз. Во Львов, по редакционному заданию. Коллеги мрачно шутили: «Там нет противостояния. Там все – Бендеровцы».

Я ехал с коллегой и отчаянно трусил, не зная, как себя правильно вести. На каком языке говорить, что говорить, с кем говорить. По дороге из аэропорта, осторожно поинтересовался у таксиста – можно ли тут говорить по-русски. Он недоуменно посмотрел, скривился и сказал:

«А вы что думаете – тут русских едят? Москальских сми начитались?».

Я сам был москальским сми, но об этом я промолчал. Тем не менее, по-русски говорили. Нас не ели. Вечером я играл на улице на пианино Френка Синатру и мне аплодировали молодчики в высоких сапогах и с чубом. Потом спрашивали – откуда мы.

Мы говорили, что из Латвии. С нами братались: «Латвия це Европа!». Мы кивали.

Восьмого мая утром, когда мы пришли с камерой снимать официальные мероприятия, в честь окончания второй мировой, все было уже не так радужно. Через несколько минут к нам подошли, обступили и начали пытать – откуда мы, что и зачем. Пытать, в смысле допытываться, разумеется. Без физической силы. После этого нас сфотографировали и выпустили из кольца.

Девятого рано утром мы паковали чемоданы, собирались домой. Коллега возился с техникой, я мониторил местные СМИ. Прочел вслух: «В Мариуполе началось». Оператор хмыкнул и сказал, мол, хорошо, что мы не там. Через десять минут мне позвонили и перенаправили туда.

Поехал один, без оператора. Сказали, первое время поснимать на телефон, пока что-нибудь не придумаем. Я долетел до Донецка. Как был – в костюме и белой рубашке. Меня предсказуемо обступили таксисты.

- Вам куда?

- Мне в Мариуполь.

- Ты больной? Там война.

- Я знаю.

Через час удалось уломать одного, за 150 евро. Бешеные деньги. Через несколько блокпостов въехали в город. В городе стреляли, орали, что-то горело. С трудом нашли работающую гостиницу – большинство было закрыто. А с утра начался первый месяц на войне. Бронежилетов тогда еще не было – ходил все в том же пиджаке, с такими же непугаными коллегами с других каналов.

Луганск, июнь 2014 года
Луганск, июнь 2014 года Фото: Фото из личного архива

Срывались ночью по звонку «Проверенного источника», ехали снимать подступающие БТРы. Слава богу, не встретили ни разу. В конце месяца начался штурм штаба ДНР украинскими военными. Первый ближний бой, в котором мы, как пресса, приняли прямое участие. На следующий день – выход из Украины домой.

Спустя две недели – новая командировка. Киев. Штурм Российского посольства, осада печорского монастыря. Жили на Крещатике, напротив горадминистрации.

Потом новость о гибели коллег в Луганске. Меня послали на замену. Сидел там, в гостинице на 12 этаже и смотрел, как на близком горизонте падают снаряды, параллельно читая на фейсбуке комментарии диванных экспертов, что «У них там все тихо». Злился, пытался спорить. Мне снисходительно говорили, что изнутри ничего не понять, а им лучше видно.

Выезды в поле, к еще дымящимся домам, общение с местными жителями, похороны убитого ребенка, эвакуация детского дома, периодические разногласия с редакцией и с непосредственно ополченцами.

Луганск, июнь 2014 года
Луганск, июнь 2014 года Фото: Фото из личного архива

Я гордился тем, что мог себе позволить не врать. Прямые эфиры давали мне такую возможность. Я не подлежал правке. Но, разумеется, были вещи, о которых я просто не имел возможности рассказать. Тогда, два года назад, никто не пустил бы меня на вторую сторону передовой. Не дал бы возможности дать слово второй стороне. Хотя чем дальше, тем больше мне хотелось эту вторую сторону услышать.

Сейчас, спустя два года, я решил дать себе такую возможность.

Дать возможность показать, что Украина, это не только война. Что не бывает черного и белого. Поговорить со всеми сторонами без купюр, без редактуры, без редакционных заданий, без заданного тона – как осветить то, или иное событие.

Я осознаю, что это ответственность и что это вызов. Но я хочу попробовать. В конце концов, я ничего не теряю.

А если меня начнет заносить, то рядом всегда будет Валя, который меня попридержит.

От редакции: Как уже сообщал наш портал, известные рижские блогеры Валентин Роженцов и Алексей Стетюха 14 июля 2016 года отправляются в двухнедельное путешествие по Украине, вовремя которого они проедут более 7000 км от Львова до Донецка, Луганска и Крыма. Цель поездки - увидеть все своими глазами и написать без купюр об этом.

В течение двух недель в специальной рубрике «Русский TVNET на/в Украине: репортаж с колес» блогеры будут вести ежедневный онлайн дневник путешествия, а в конце каждого дня присылать подробные, включающие в себя все детали отчеты, публиковать интервью с простыми жителями и известными на Украине людьми, описывать все самое интересное, с чем они встретятся в пути, публиковать фото- и видео материалы, а также вести прямые видео репортажи.


Комментарии (40)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх