Бунт против элит как маркетинговый приём (4)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reuters/ScanPix

Если кто-то думает, что после победы Трампа США ожидают серьёзные структурные изменения, - ошибается. Как ошибались толпы избирателей, веривших в «революционность» своего кандидата. Риэлти-шоу с участием мятежного миллиардера, вспомнившего о маленьком человеке из «молчаливого большинства», и бросившего вызов истэблишменту, завершилось. Бразды правления, выскользнув из рук самых просвещённых, перешли к самым богатым - и только. Одна элита сменилась другой - не только давно существовавшей параллельно правившей, но и связанной с ней куда сильнее, чем - по понятным причинам - об этом говорили соперничавшие стороны в ходе предвыборной кампании.

Сваренная Трампом «каша из топора» удалась на славу. И теперь настало самое время выбросить из чугунка революционный топор. За совершенной его неактуальностью.

Чей человек?

Ночью с 8 на 9 ноября мы наблюдали многочисленных счастливых по обеим сторонам Атлантики. Мотивы для счастья у этой разной публики были, понятно, тоже разными, но рефрен - показательно единодушным.

- Наш человек! - уверенно сообщил зрителям господин Дугин.

- Наш человек! - от души тешилась мадам Ле Пэн.

- Наш человек! - бесновались немногочисленные американские неонаци.

- Наш человек! - забурлило в большинстве партий израильского кнессета.

- Наш человек! - выдохнул с облегчением пан Качиньски в Варшаве.

- Наш человек! - надрывались на нью-йоркском Брайтон-Бич.

- Наш человек. Было бы странно, случись оно иначе, - спокойно заметил Виктор Орбан. Но глазами при этом сверкнул так, что мрачноватый и бескрайний премьерский кабинет аж озарился.

В несколько более щекотливую ситуацию попал Кремль. Торжественный утренник для своих там, конечно, провели, но публично радости старались не казать: поди вот так с места в карьер влепи народу, которого годами на эту самую вражью Америку науськивали, что всё, ребята, баста-финита, теперь типа задружим. Притом ещё и не очень ясно, что за дружба выйдет.

Уж на что гадюка Клинтонша, зато все были готовы - и народ тоже. Комментарии прошли бы просто на ура.

А тут... одна сплошная интригующая, хотя и не без щекочущей приятности, неизвестность.

Сложные, в общем, переживания. Как перед свадьбой с незнакомым толком женихом.

Да и как Кремль не понять. До сих пор сюрпризы целому свету выкатывал он. Свет только успевал реагировать - да и то не всегда. И вот те на: такая головокружительная смена ролей. Теперь не очень-то поженихаешься: уместнее набраться терпения, и самим дождаться предложения. То есть, походить в невестах.

Думаю, в Кремле поступили вполне мудро, не торопясь с немедленной громкой оценкой новоизбранного президента США как «своего». Впрочем, за Кремль это не слишком осмотрительно делает целый ряд авторов, прямо или косвенно называющих Трампа путинским агентом. Вот и сегодня, 26 ноября, открыв свеженький «The Washington Post», я обнаружил текст директора Института Демократии Восточной Европы (IDEE) Эрика Ченовета (Eric Chenoweth) всё на ту же тему. И на основании всё тех же доводов о русских, якобы, хакерах...

Сил уже нет всё это читать. Предвыборная кампания две недели как завершилась, но медиальная - не утихает. Лично мне Трамп далеко не симпатичен,

но преподносить его путинистом, а тем более, «человеком Путина» - верх нелепости.

Не много ли чести хозяину Кремля; не чрезмерно ли позаимствованное у простонародья увлечение примитивной конспирологией?

Всех же наивнее оказались те авторы, кто уверовал, что Дональд Трамп - «свой человек» расистов, сексистов, гомофобов, и даже антисемитов. Вся перечисленная публика, действительно, кричала ему не только виват, но даже «хайль». Но многим ли из желающих разделаться с «засильем жидов и пидорасов» было ведомо, что на сцену большой американской политики Трампа а 2011 году вывела сателлитарная республиканской партии (и ныне несуществующая) организация консервативных геев и лесбиянок GOProud? А также что дочь «их человека» практикует иудаизм, соблюдает кашрут, и вообще делает всё, что полагается делать женщине в религиозной еврейской семье?

Ясно, что, будь простонародье менее невежественным, оно не было бы простонародьем. Но у публики просвещённой - неважно, оппозиционной Трампу, или ему симпатизирующей - всё же стоит спросить, как могло случиться, что, усердно оклеивая кандидата республиканцев разными ярлыками - от спасителя нации до кремлёвского агента, - многие, похоже, не заметили главного. Не представлявший интересов какого-либо бизнес-лобби Дональд Трамп, тем не менее, - воплощение сверхбогатой Америки. Парадоксально сочетающей консерватизм и открытость, нарциссическую самоуверенность и озабоченную оглядку на общественное мнение, тщеславную расточительность и жёсткий прагматизм. И всё это под обильной поливой эластичной и поистине всеядной предприимчивости.

Кого бы ни изображал Трамп-шоумен, кого бы ни желали видеть в нём очень разные зрители, - он принадлежит именно тому классу, в котором прошли все 70 лет его жизни.

В его нынешнем возрасте люди уже неспособны измениться. Даже если очень хотят.

Кроны и корни

Родиться в Нью-Йорке, выстроить там же внушительную бизнес-империю, и никак не быть связанным с крупным еврейским капиталом - так же немыслимо, как, в свою очередь, быть нью-йоркским евреем, и не иметь восточноевпропейских корней. Обе эти закономерности представлены в семье новоизбранного президента. «Глазами и ушами Трампа» обозреватель «The Los Angeles Times» Джейсон Миллер называет его 35-летнего зятя Джареда Кушнера. Ещё бы: в течение всей предвыборной кампании Джаред Кушнер был неофициальным, но бессменным советником кандидата. А сейчас исполняет обязанности коммуникационного директора команды президента-элект на время переходного периода.

Ясно, что в дальнейшем высокие государственные посты Джареду не светят: заслон от непотизма американским законодательством разработан давным-давно, и очень детально. Но на нашумевшей встрече 22 ноября с авторами и редакторами The New York Times, где, словно забыв о своих недавних нападках на медиа, Трамп постарался всех обаять, он не отрицал, что и впредь будет прислушиваться к советам зятя. И добавил, что его помощь в улучшении американо-израильских отношений была бы неоценимой.

Отец Джареда (и основатель дивелоперской империи) миллиардер Чарльз Кушнер - известное лицо в Нью-Йорке. Несмотря на разразившийся в 2004 году скандал из-за неуплаты налогов, обошедшийся магнату в 14 месяцев тюрьмы, его репутация не слишком пострадала. Слишком уж внушителен стаж благотвоительной деятельности Кушнера-старшего на благо образования.

Два с половиной миллиона перечислил он только на счёт Гарвардского университета. Не говоря о щедрой поддержке религиозного образования. Самыми крупными объектами этой благотворительности стали спроектированные и выстроенные концерном Кушнера еврейская академия и ешива в Ливингстоне, Нью-Джерси. Носят они имена родителей Чарльза. Ребёнком его мать, Рая Кушнер, бежала со своим отцом и братом из гетто в белорусском Новогрудке в лес к партизанам. А в конце 40-х все они эмигрировали в США.

К своим литвацким корням Чарльз Кушнер относится вполне трепетно. Почти каждое лето он посещает Белоруссию. Вместе с многочисленными внуками, трое из которых одновременно и внуки Трампа. Арендуются гостиничный апартамент в Минске и лимузин с шофёром для разъездов. Последний раз визит состоялся минувшим летом; следующий планируется на 2018 год.

Бессменный гид Кушнеров в этих вояжах - директор Музея еврейского сопротивления нацизму в Новогрудке Светлана Вершицкая. Неподалёку от музея идёт строительство стены-мемориала жертвам Холокоста. Надо ли говорить, кто его спонсирует.

Однако, из приводимых «Гродненской правдой» слов Вершицкой следует, что никакой восточноевропейской ностальгии мистер Чарльз Кушнер не испытывает. Его дом - Америка; частые же паломничества на гродненщину - лишь дань почтения к семейной памяти. Которое он желает привить младшему поколению. Что же до пожертвований - с величайшим удовольствием! Хоть на музеи, хоть на мемориалы. В самых лучших традициях еврейской - и американской - благотворительности.

Действительно, отчего бы время от времени не наведываться в экзотическую восточноевропейскую страну, где когда-то жили твои предки? Не беда, что правит там диктатор, которому нет политической альтернативы. Не беда, что люди там слошь и рядом живут до неприличия бедно, и далеко не все говорят по-английски. Зато тебя всегда тепло встретят, тебе неизменно будут искренне рады - если даже и не тебе лично, то твоим деньгам - какая, в сущности, разница? Земля эта - семейный некрополь. Тут - корни генеалогического дерева. Чья пышная крона - вся в Америке.

Как и пристало состоятельному американскому еврею, Кушнер-старший много лет спонсировал демократов. Но ангажированным членом этой партии не был никогда. После женитьбы сына на Иванке Трамп, превратившейся в Яэль Кушнер, Чарльз не мог игнориировать политических аспираций новообретённого свояка. На кампанию Трампа выдал он сто тысяч: меньше было бы просто неприлично. История сращения обоих кланов - поучительная притча об американских магнатах, для которых принадлежность к одному классу намного важнее, чем конфессиональные различия и партийные предпочтения. И второе, и третье можно корректировать. В отличие от первого.

Что из всего этого следует

Новая игра ещё не началась, но уже видать, у кого фишек больше, и чьи - надёжнее. В самой выигрышной позиции (а кто бы сомневался) - богатые и сверхбогатые Америки. Им не только не грозит дополнительное налогооблажение, но и «светят» ощутимые фискальные льготы. Заметно посветлели горизонты у Государства Израиль. Неплохие фишки - хоть их и поменьше - у ле пэнов, орбанов, качиньских и прочих «малых пугал» Европы: ни о каком серьёзном давлении на них из-за океана теперь и речи не будет

Куда сомнительнее фишки Кремля и американских «синих воротничков». Путин столкнётся с прожжённым торговцем, который, несомненно, предложит Москве некий deal - для почина, скорее всего, небольшой. Пробный. Но, на беду Кремля, теперь никакой мухлёж, к которому там так привыкли, не пройдёт.

Дохлой кобылы новому обитателю Белого дома не всучишь - он сам её кому угодно устроит.

В искрящейся упаковочке и с доставкой на дом, за что ещё и отдельно спросит как за дополнительную услугу. Некоторую скидку за доставку этого товара, возможно, получит вчерашний массовый избиратель Трампа. Первая дохлая кобыла ему уже благополучно выслана. В виде отказа от обещанной отмены сильно нелюбимой народом программы Obamacare. Хотя и с предложением некоторых в ней поправок - в порядке «отступного». Но ведь давно известно:

пролетарий он на то и пролетарий, чтобы при всех режимах «пролетать». Так что с этим ничего нового.

Ничего кардинально нового внутри Штатов ожидать и не придётся. Никаой революции там не будет: кому и зачем она нужна, с её труднопредсказуемым исходом и очевидным ущербом для всех? Бунт это вам не шоу. К тому же, уже вчерашнее.

Время зажигать толпу сменилось временем аккуратно гасить огонь: трансакция успешно прокатила. Постмодернистов отодвинули дельцы. Для которых самая доступная философия - философия бизнеса. Для которых мир делится не на разделяющих или неразделяющих их идеи, но на тех, с кем интересно или неинтересно договариваться. И они сделают всё, чтобы кошерно договориться с теми, кто их интересует. Разница мировоззрений на этих торгах будет не более весомой, чем разница вероисповеданий брачующихся миллиардерских отпрысков. Как-нибудь срастётся, - как говорили блаженной памяти «новые русские» девяностых.

Уже сегодня побеждённых пытаются задобрить: трещина, обозначившаяся в обществе во время предвыборной кампании, новоизбранному Президенту Всех Американцев нужна, как дырка в голове. Как видим, ни под какой суд мадам Клинтон не угодит. И ни с какой прессой Трамп собачиться не намерен. И уж тем более не станет новая власть истерично натравливать рэднэков на либерально мыслящую публику, как происходит это в Польше Качиньского. Ясно, что не со всеми оппонентами выйдет легко и сразу, но американский маркетинг штука гибкая. А в этом деле кто-кто, а Трамп петрит. В чём исчерпывающе все мы и убедились на примере его кампании.

И никакого изоляционизма, которым нас до сих пор не устают стращать, тоже не будет. Трамп никак не менее амбициозен, чем избравшая его страна. Где всякому ясно: свято место пусто не бывает, и, уйдя с позиции мирового лидера, американцы окажутся вынужденными считаться, например, с Китаем. С какого, извините, перепугу им бы такое понадобилось?

Другое дело, что изменятся приоритеты. О чём Трамп давал понять с поразительной искренностью уже в ходе своей до отказа забитой враньём кампании. В кастинге новой американской администрации на роли глобальных пугал путинскую Россию обскакал Китай. России же отведена роль региональной державы. С региональными амбициями. Надо признать, это вполне соответствует истине. И тем более заметно, если глядеть на Старый континент из-за океана.

Поэтому меньше всего фишек - и едва ли не самые паскудные - в новой внешнеполитической игре получил Евросоюз. То есть мы с вами.

Комментарии (4)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх