«Полокост», или что происходит в Польше с пересмотром истории

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reuters/ScanPix

«Молоко разлилось. Пришло время решительных действий. Кризис имиджа - тоже шанс.. Самое важное - реакция. Возможно углубление кризиса, но возможны и большие имиджевые выигрыши», - уверял 20 февраля в респектабельной газете Rzeczpospolita Марек Кохан (Marek Kochan), многолетний пиар-консультант правящей в Польше (РП) партии PiS. Пока читатели терялись в догадках, шутит пиарщик или в самом деле рехнулся, - та же газета первой в стране сообщила: в американском интернете начался сбор подписей за приостановку дипломатических контактов США с РП. Причина - манипуляция польского правительства фактами о Холокосте. Отозвания же посла Израиля несколькими днями раньше потребовали 50 депутатов Кнессета. Кризис длится почти месяц, страсти накаляются, и конца не видно.

Сколько раз мы наблюдали, с какой неминуемостью голосившие о «вставании с колен» приземлялись на известную часть тела. Вести дискуссию с современным миром в подобных терминах - обречённая затея. Но на сей раз высветилось и другое: самую добрую репутацию способны уничтожить несколько безответственных слов. Ведь никому со стороны нет особого дела, произнесли их по тупости, или с умыслом. Таковы неписаные законы глобального общественного мнения. Оно может в упор не замечать вполне постыдных действий, но при одном условии: твори их тихо на своем дворе, и не высовывайся с требованием мирового признания. А коли вылезешь с самонадеянным спичем, - каждая услышанная двусмысленность будет использована против тебя. Если же начнешь «отыгрываться» - полетишь в пропасть.

Официальная Варшава, однако, не найдя ничего умнее, решила именно «отыграться». Да ещё и пафосно, с притопом. И «влипла» так, как не влипала ровно полвека.

«Премьер просто глуп». Неужели?

Вот хроника событий. 6 февраля президент РП Анджей Дуда подписал так называемый Закон об Институте народной памяти (IPN) - своего рода реакцию правящей партии на печально прославившееся словосочетание «польские концлагеря». Но ограничиться карой (штрафом либо трехлетним лишением свободы) за одно это вопиюще некорректное клише амбициозному правительству показалось мало.

Наказание было экстраполировано на любые заявления, касающиеся участия польского народа или польского государства в массовом уничтожении евреев на территории оккупированной Польши.

Затем документ отправили для окончательного утверждения (и возможной доработки) в Конституционный трибунал РП. Где его и «мылят» до сих пор, не произнося ни слова.

Анджей Дуда сообщил о своем решение по поводу так называемого Закона об Институте народной памяти
Анджей Дуда сообщил о своем решение по поводу так называемого Закона об Институте народной памяти Фото: REUTERS/Sanpix

Ясно, что когда по сидящей на оконном стекле мухе изо всех сил лупят молотком, о самой мухе тут же забывают: осколки летят во все стороны. Так и случилось. Руководство РП попало под перекрестный огонь критики не только Израиля, но и (чего совсем не ожидало, а зря) Соединённых Штатов. В мировом - и польском - научном и медийном сообществах громко заговорили об ощутимой угрозе свободе слова.

Выступая 16 февраля на одной из программ национального радио, премьер Матеуш Моравецки не исключил «доработки и уточнения» закона, но уже на следующий день, беседуя в Берлине с корреспондентами Die Welt, старался, как мог, уйти от этой темы.

Радикальным витком кризисной спирали стал вопрос корреспондента The Times, прилюдно заданный Моравецкому ещё день спустя, на Мюнхенской конференции по безопасности. Вкратце поведав, что во время войны его матери и части её семьи удалось спастись благодаря помощи соседей-поляков - притом, что остальных её родных выдали гестаповцам другие соседи-поляки, - журналист поинтересовался, как могут наказать его - например, за только что рассказанную семейную историю.

Вопрос был тем более актуальным ввиду обращения, накануне распростанённого МИД РП к зарубежным полякам с просьбой «сообщать в консульские отделы о случаях...» Ясно, в общем, что предлагалось.

«Ничего Вам не будет, - отвечал премьер, - известно же, что у Холокоста существовали польские исполнители. Ровно как и еврейские, русские или украинские»...

Тут и хлынула медийная цунами - разноязыкая и противоречивая, но с немалой долей трезвых голосов. «Не думаю, что Моравецки действительно антисемит, - заметил в тот же день депутат ЕП от Союза Евродемократов Михал Каминьски, - он просто глуп, и не понимает, как функционирует мир».

Однако большинство вменяемых польских комментаторов иного мнения:

«ящик Пандоры» премьер открыл совершенно сознательно, желая пойти дальше шефа PiS Качиньского в «цементировании» будущего электората.

Шеф ведь подозрителен и капризен, премьеров меняет, когда ему вздумается... при этом далеко не молод, так что есть надежда. Концепция «цементирования», правда, не Бог весть как нова и оригинальна: мы, Богом избранный героический народ-страстотерпец, ещё покажем это им гнилым «либерастам» святую правду... и так далее, матрица известна.

Фото: EPA/Scanpix

Мир, однако, «правдой» не то, что не проникся - совсем наоборот. Реакция президента Израиля Реувена Ривлина (чей запланированный на 13 марта визит в Варшаву уже отменён) уложилось в слово из трёх букв: «дно». Посол США в Варшаве Пол Джонс в своём выступлении на безупречном польском мягко, но решительно предупредил о возможных последствиях. (И как посмел?! Ведь сам Трамп был в таком восторге от варшавского приёма!) А «народная» дипломатия оказалась ещё менее обходительной: к утру 19-го посольство РП в Тель-Авиве пестрело граффити со свастиками и наилучшими пожеланиями «польским убийцам».

Не высовывайся - и будешь в порядке

Нет никаких сомнений, что авторами граффити были вовсе не пережившие Холокост в Польше. И едва ли их потомки. В польском языке затейливых крепких словечек такое разнообразие, что англоязычное «go f*ck yourself» на их фоне - бледное ничто. Вряд ли бывшие граждане РП отказали бы себе в их применении. Но в том-то и штука, что писали вовсе не они. Писали те, для кого Польша как была далёкой понурой страной не просыхающих быдланов-погромщиков, так и осталась. Двадцать лет пытались их в этом разубедить. Двадцать лет отряды польских учёных, кинематографистов, авторов - да и правительства с 1989 года до 2015, - показывали миру стремительно менявшуюся страну, успешное открытое общество, у которого хватило отваги сменить «патриотический» подход к собственной истории на просто правдивый.

Посольство Польши в Тель-Авиве
Посольство Польши в Тель-Авиве Фото: EPA/Scanpix

Польша была и остаётся единственным местом в Восточной Европе, где произошла настоящая революция в историографии. И, кстати, не было во всём ЕС государства, с которым Израиль связывали настолько тёплые отношения. Но вот на сцену вылез самонадеянный и безликий косоротый карьерист, и произнёс несколько слов.

И двадцатилетняя титаническая работа лучшей части польского общества полетела ко всем чертям.

PiSовский обер-пиарщик фатально ошибся: разлилось вовсе не молоко, но иная субстанция. И так обильно, что имидж РП рискует в нём потонуть.

А ведь могло и обойтись, ограничься законотворцы санкциями против «польских концлагерей». Никто ведь не возражал. И сидели бы себе демоны дальше в ящике Пандоры - да хоть бы там скакали и выли, - кого бы это заботило?

Посольство Польши в Тель-Авиве
Посольство Польши в Тель-Авиве Фото: EPA/Scanpix

Есть ведь в Европе яркий пример.

Когда в 2003 году президент Румынии Ион Илиеску осмелился публично усомниться в фактах геноцида в своей стране в начале 40-х, его быстро вернули на землю.

Немедленно созданная Международная комиссия по расследованию Холокоста в Румынии (известная и как Комиссия Визеля) уже через год положила на президентский стол Финальный документ. Около 350 000 тысяч еврейских жертв это, конечно, не три с «горкой» миллиона, погибших на польской земле. Есть, правда, нюанс. Польское государство не только было оккупировано, но перестало де-факто существовать, де-юре ужавшись до лондонского Правительства в изгнании. Зато румынское не только существовало, но, будучи преданным союзником III Рейха, не испытало ни дня оккупационного режима.

То есть, вовсе не гитлеровская Германия, но фашистская Румыния уничтожала своих граждан. И румынские лагеря рабского труда - в отличие от «польских» - реально существовали. На территориях Приднестровья и Одесской области.

Посткомуннистическому государству, мечтавшему о вступлении в ЕС, пришлось это признать. А дальше всё пошло просто замечательно. В Бухаресте открыли Институт исследований Холокоста, спроектировали несколько мемориалов, друг за другом начали выходить книжки по теме, - словом, танец был станцован, научно-культурная жизнь вошла в кошерное русло, и Румынии был поставлен необходимый ей «зачёт».

И никому на Западе не было дела - как нет, похоже, и до сих пор, - что в стране существуют и совсем иные музеи. Что добрый десяток деятелей национальной культуры, запятнанных фашистским прошлым, и так, и сяк стараются «отмыть». Ну, ошибались люди по молодости. Такое уж страшное и противоречивое было время...

А разве кто-нибудь из них впоследствии раскаялся?

Представляете себе музей Альфреда Розенберга в Германии? А в Румынии имеется музей-усадьба его коллеги и доброго приятеля Октавиана Гоги. Который за три месяца своего премьерства (декабрь 1937- февраль 1938) подписал кошмарный пакет расовых законов, работавших до августа 1944 года, и сравнимых только с нацистскими. И приняли их в тогда ещё нейтральной стране! На своё (и будущего музея) счастье, экс-премьер скончался в мае 1938-го.

Сегодня интересующимся объяснят, что Гога - прежде всего крупный поэт-романтик (про это - музейная экспозиция). В политику занесло его, якобы, по ошибке. Правда, возникает вопрос: занятия литературой смягчают его вину? А может, наоборот?

В июне прошлого года муниципальный совет одного из районов Бухареста большинством проголосовал за присвоение престижному лицею имени Траяна Поповича, героя гражданского сопротивления фашизму, спасшего от депортации почти половину евреев города Черновцы, чьим мэром был в начале войны.

Его «список» побольше шиндлеровского - 16 569 душ.

Лицей же носил имя Мирчи Вулканеску, философа, экономиста и министра в фашистском правительстве, «отмотавшего» затем по приговору коммунистической власти 8 лет.

И, скажу вам, такой гвалт народный поднялся, что через пару месяцев муниципалы отступились. Переименования не случилось. Специальная комиссия выдала вердикт: «персона румынской культуры», священная корова! В стране при этом существует закон, карающий восхваление причастных к преступлениям против человечности. Но часто ли о нём вспоминают?

И до всего этого мировому общественному мнению дела нет. И не будет - ровно до тех пор, пока шило слишком уж заметно не вылезет из мешка. Сами же румынские политики правого крыла сражаться со всем светом за свою точку зрения не станут. Слава интересуют их меньше, чем деньги. Да и, похоже, они неплохо понимают, «как функционируют мир»: сидят тихо, на рожон не лезут.

И с имиджем Румынии всё о'кей. Успешная молодая демократия, борющаяся с коррупцией. Что - чистая правда, но не вся правда. Другая её часть известна лишь группам специалистов и заинтересованных лиц, так или иначе связанных со страной. Но на мировой имидж-мэйкинг эти люди влияния не имеют.

«А чью музыку играем мы? Путина?»

Всё это полезно знать тем, кто полагает, что у мирового общественного мнения ярко выраженный «еврейский профиль». Он даже - увы! - не выраженно антифашистский. Общественное мнение - особенно в эпоху «клипового сознания» - устроено довольно примитивно. Оно реагирует на громкие шумы, а к тихим шорохам равнодушно. Порой слышит звон, и не знает, о чём он. Организовавший сбор подписей за приостановку дипломатических отношений американский благотворительный Фонд Рудермана создал двухминутный видеоклип «Polish Holocaust», обвиняющий правительство РП чуть ли не в отрицании геноцида. Что, мягко говоря, перебор, но... наивно думать, что на одну провокацию никто не ответит другой.

Фото: Скриншот видео

Видео появилось на youtube утром 21 февраля, но уже днём было оттуда удалено по настоятельной просьбе еврейских организаций Польши. Вполне отделяющих во всей этой истории «мух» от «котлет».

Видео смотрите здесь >>>

Одновременно уже знакомый нам пиарщик на полном серьёзе предложил быстренько выстроить музей «Полокоста», который явил бы миру разом все страдания всех польских граждан. «Потому что экспозиция Музея II войны (в Гданьске, едва ли не лучшая в Европе, пока что не приведена в соответствие с «новой доктриной» - Авт.) во многих разделах была скандальной, показывая поляков скорее виновными...» (Rzeczpospolita). И через пару часов агентство Reuter подтверждает:

да, идея создания музея «Полокоста» поддержана замминистром культуры РП! Читай: национальной историей теперь будут заниматься пиар-агенты! Может, всё это - сон?

Юбилейный для большинства восточноевропейских государств 2018 год для польской столицы - юбилейный втройне. 19 апреля - 75 лет начала восстания в варшавском гетто, Но ещё ближе - 50-летие отвратительной «антисионистской» кампании, ставшей в марте 1968-го ответом коммунистической власти на студенческие волнения в столице.

В принципе, в послевоенной ПНР интеллигенцию уважали, но в известный момент в правящей партии возобладала именно та фракция, где считали, что в стране слишком много работников умственного труда. В среде которых, дело ясное, «засилье этих». Результатом массовых увольнений и всех видов травли стал выезд 13 тысяч евреев. В большинстве специалисты высокого класса, некоторые из них прославились на Западе. Многие не хотели уезжать, но социальный климат в стране стал таким, что сплетни о возможных погромах не звучали сказками про «там и тогда».

Протесты в Польше против поправок к закону об Институте национальной памяти
Протесты в Польше против поправок к закону об Институте национальной памяти Фото: REUTERS/Scanpix

Сегодня о возврате того удушья ненависти и подозрительности говорят все независимые польские СМИ. Ещё бы. Интернет полон блевотных комментариев: похоже, со сплочением «быдлектората» у премьера пока дела неплохи. Народ, правда, не так уж огульно глуп: не все ещё позабыли, где находится их страна, и что может означать для неё изоляция от свободного мира.

Поэтому в массах циркулируют параллельно две популярных теории заговора - «жидо-масонского» и «кремлёвского».

Вот и сегодня, проглядывая читательские комментарии к публицистике, наткнулся на такой: «евреи хоть знают, что играют свою музыку. А чью музыку играем мы, поляки? Путина?»

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх