Цены на лекарства убивают быстрее вируса (1)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: flickr.com

Колебания стоимости препаратов от гепатита С необъяснимы ни рыночный конъюнктурой, ни государственной политикой. С этого года лечение от смертельной болезни резко подорожало, лишив некоторых пациентов возможности вернуться к нормальной жизни.

Цена вопроса

В начале года Минздрав пересмотрел список компенсируемых медикаментов, дополнив его 83 новыми позициями и на 4—39% уменьшив цены на некоторые из них. Ранее для некоторых лекарств из списка изменилась пропорция денежной субсидии со стороны государства.

Затронули новшества и препараты от гепатита С. Государство решило оплачивать лечение больным не на 75, а на 50%. В реальных цифрах при минимальном курсе лечения, рассчитанном на полгода, удорожание должно было бы составить около тысячи латов. Этого, к счастью, не случилось. Однако схема формирования цены на препараты остается как минимум непрозрачной.

Фармацевтическое безрыбье

Широкого выбора методов лечения гепатита С врачи лишены. При определенном генотипе заболевания используется практически единственный алгоритм лечения с учетом снижения вирусной нагрузки. В основной терапии используются два препарата — пегинтерферон и рибавирин. В мире существует два пегинтерферона: «Пег/Интрон» (производитель — фирма Schering-Plough, в конце прошлого года слившаяся с фармагигантом Merck & Co.) и «Пегасис» (Hoffmann-La Roche). В Латвии зарегистрировано второе лекарство.

От одного из читателей Телеграф узнал, как выглядело лечение от гепатита до начала реформы в системе компенсируемых медикаментов. Пациенту назначался курс в 42 недели — по уколу каждые 7 суток и таблетки каждый день.

Медикаменты обычно приобретались порциями на четыре недели. В итоге один укол пегинтерферона обходился ему в 149,88 лата, 4 укола — в 596,08 лата. Таблетки на 4 недели — в 244 лата. Итого: четырехнедельный комплект — 840,08 лата. Благодаря государственной компенсации в 75%, за препараты на месяц необходимо было из своего кармана отдать 210 латов.

«После изменения размера компенсации все решили, что теперь четырехнедельная порция будет стоить 410 латов, и это, конечно же, отсекало огромное число нуждающихся. Лечение само по себе мучительное, почти как химиотерапия: после укола человек чувствует себя очень плохо, особенно первые месяц-два. И прервать курс означает списать все перенесенные страдания и усилия. Больные стали впадать в отчаяние», — рассказывает читатель.

Кошмар стал явью наполовину

Однако самые страшные прогнозы пациентов не оправдались. Цена уколов, несмотря на урезание компенсации, осталась прежней. А таблетки так и вовсе подешевели. В итоге препараты на 4 недели с 50-процентной компенсацией стоили не планируемые 420 латов, а «всего» 328. Из них 298 латов приходились на инъекции. Таблетки обходились еще в 30 латов.

Собеседник Телеграфа подчеркивает: 328 латов — конечно, не предыдущие 210, но все-таки и не 420 латов, которые маячили на горизонте. Для тех, кто успел пройти половину курса, общее удорожание составило примерно 500 латов на 4—5 месяцев, а не полную тысячу, как боялись люди сначала.

Откуда берутся цены

По словам представительницы Центра экономики здоровья Инесе Каупере, в основе всех цен лежит, во-первых, цена производителя, во-вторых, оптовика и, в-третьих, непосредственно накрутка аптеки, где лекарство продается.

Внося тот или иной препарат в разряд компенсируемых, Центр экономики здоровья, в первую очередь, сравнивает лекарства по терапевтической эффективности. Затем — по цене. По латвийскому законодательству, цена на компенсируемые лекарства в Латвии должна быть третьей снизу по дороговизне в Европе и не выше, чем в Эстонии и Литве. То есть, в принципе, где-то в ЕС цены могут быть ниже, чем в Латвии. Но чем эксклюзивнее препарат, тем он, естественно, дороже.

Если же препарат имеет более дешевые аналоги, то Центр экономики здоровья оценивает их эффективность и терапевтический эффект и может внести в списки компенсируемых. Именно поэтому подешевел рибавирин. Цены на «Пег/Интрон-100» и «Пегасис» особенно не отличаются.

В России зарегистрированы оба препарата, и там курс «Пегасиса» на полгода стоит около 2356,5 лата, а Пег/Интрон — 1916 латов в Москве и почти в два раза дешевле в регионах. Рибавирин в цене колеблется от 137 до 1290 латов в зависимости от производителя.

Дешевле, как показывает практика, лечиться вне Евросоюза. Анонимная пациентка рассказала Телеграфу, что ей удалось побороть вирус в Китае. Поездки со всем лечением обошлись дешевле лечения на родине.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алина, больная гепатитом С:

— О том, что у меня в крови есть этот вирус, я узнала в пункте приема крови. По государственной программе я обратилась в Латвийский центр инфектологии, сдала все необходимые анализы, а также сделала биопсию печени. Оказалось, что я являюсь только носителем вируса. То, что я не могу заниматься сексом без презервативов, использовать общие ножницы, бритвы и другие принадлежности, к сожалению, я узнала слишком поздно.

У моего мужа обнаружилась прогрессирующая стадия гепатита С. Ему понадобилось лечение. Особенной альтернативы не предложили: ежемесячно основное лечение вытягивало 180 латов. Лечился полгода. Он выздоровел, но проверяться нужно постоянно, потому что выздоровление может быть только кажущимся на фоне лекарств. Лечиться где-то за рубежом мы даже не пробовали, хотелось, чтобы просто все быстрее закончилось.

Эрика, больная гепатитом С:

— Болезнь меня застала врасплох. Когда ее обнаружили, я уже находилась на, так сказать, почти финальной ее стадии. Предполагалось, что восстановительный период займет год и ежемесячно потребует от меня по 300 латов. Я стала искать варианты. Оказалось, что та же самая терапия в Китае стоит всего 90 долларов. Пришлось устраиваться на работу в Китай, переезжать туда жить и лечиться. В итоге мне все лечение с постоянными перелетами обошлось в 4 тысячи латов. Здесь бы только лечение стоило 10 000 латов...

СПРАВКА

По статистике Государственного центра инфектологии, диагноз «острый гепатит С» в прошлом году впервые был поставлен 91 больному. Этот показатель на 15% ниже, чем в среднем за пять лет. Хроническим гепатитом С в стране болеют на данный момент 1271 человек.

Гепатит С вызывается вирусом, попавшим в организм с перелитой кровью или иного контакта с кровью (или ее продуктами) больного гепатитом С: пользование одним шприцем, татуаж, пирсинг, половые контакты. Заболевание протекает в двух вариантах — если вирус активен, он повреждает клетки печени, постепенно доводя до заболевания циррозом. Иногда человек остается только носителем вируса, сам не болея.

До сих пор не ясно, чем обусловлен каждый из вариантов, что провоцирует переход спящего, очень медленно текущего, гепатита в более активную форму, повреждающего печень за 10—20 (иногда и меньше) лет.

Комментарии (1)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх