Что имеем - не храним, или исчезающая история Латвии (30)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: TVNET

«А вы хотите посмотреть?» - с надеждой в голосе спросила у Русского TVNETa женщина, убирающая старую листву возле каплицы графов Ламбсдорфов, на выказанный интерес о графском поместье, расположенном в Бризуле, Семской волости, Тукумского района. «Правда, там все рушится, а хозяину и дела нет», - посетовала она.

Много поместий, да не все ждут туристов

Латвия известна своими многочисленными замками и поместьями, некоторые из них поражают своей роскошью. Однако повезло не всем. Отдельные «муйжи» вместо того, чтобы радовать туристов, разрушаются из-за своих нерадивых хозяев. Особенно не везет тем, куда сложно добраться из-за наших латвийских дорог, которые местами напоминают стиральную доску или вовсе не имеют асфальтового покрытия.

В выходные Русский TVNET решил воспользоваться предложениями буклетов, выпускаемых краевыми туристическими центрами и отправился в Семскую волость, расположенную между Тукумсом и Талси, чтобы воочию увидеть поместья Бризуле, Ламиню и Зентене. Стоит отметить, что навигатор в этих местах многих дорог «не знает», так что наличие карты оказалось жизненно необходимым.

Фото: Google Maps/TVNET

Мы не ждали чего-то грандиозного, но

первая же остановка превратилась в рассказ об исчезающей Латвии.

Уже на въезде в Бризуле нам бросилось в глаза белое небольшое строение, обнесенное таким же белоснежным каменным забором — это каплица графов Ламбсдорфов, которые некогда проживали в этих местах. За оградой копошилась женщина, следящая (абсолютно бесплатно) за могилами похороненных графов, рядом находилась внучка, которая в силу возраста еще не понимала весь подвиг, совершаемый ее бабушкой.

Место захоронения графов Ламбсдорфов
Место захоронения графов Ламбсдорфов Фото: TVNET

«Там внутри ничего нет, только имена на стенах. После войны ничего не осталось, позже разрушили и могилы, вот только несколько крестов и плит осталось», - стала рассказывать она случайно забредшим туристам. На одном из крестов — 1419 год, на другой могильной плите — 1828-й.

Фото: TVNET
Фото: TVNET
Фото: TVNET
Фото: TVNET

«Жаль, ключей у меня с собой нет, я бы вам показала», - посетовала она, добавив, что дальше по дороге еще и поместье графов стоит, правда, рушится на глазах. «Хотите, я вам покажу?» - любезно предложила она.

Новый хозяин даже не посмотрел, что купил

Поместье Бризуле когда-то принадлежало графам Ламбсдорфам, имевшим отношение к российской царской семье. По рассказам местных жителей, в похоронах Густава Матиаса Ламбсдорфа (Матвей Иванович, 1745—1828), который был воспитателем российского императора, участвовал сам Николай I.

Ламбсдорфы в Википедии

Граф Матвей Иванович Ламсдорф

Поместье графов Ламбсдорфов уступает по красоте многим другим поместьям Латвии, однако у этого здания богатая история
Поместье графов Ламбсдорфов уступает по красоте многим другим поместьям Латвии, однако у этого здания богатая история Фото: TVNET
Ламбсдорфы
Ламбсдорфы Фото: TVNET

Ламсдорфы получили поместье в наследство и владели им 118 лет, пока не лишились его в 1920 году. После здесь была устроена школа. В былые времена училось по 100-120 учеников, однако их количество стало стремительно сокращаться, и сегодня школу перенесли в детский сад волости, помещения которого стали пустовать после того, как мамочкам предложили доплату за пребывание детей дома.

В бывшем детском саду выгоднее, меньше расходов на отопление, в то время как графское поместье медленно погибает. Уже обвалилась веранда из-за снега, все больше протекает крыша, которую с 1930 года красили всего дважды. Ее украшают трубы, построенные еще в 18-м веке, но дым из них не виднеется, протопить зимой здание, в котором уже виднеются щели, некому.

Веранда обрушилась зимой, крыша не выдержала снега
Веранда обрушилась зимой, крыша не выдержала снега Фото: TVNET
Аутентичные двери, которые открывали прежние владельцы
Аутентичные двери, которые открывали прежние владельцы Фото: TVNET

«Новый владелец (он адвокат, руководит одним из отделов Рижской думы) даже ни разу не приехал. Его отец был сразу после покупки, походил, пофотографировал, и все.

Им что нужно — выгода. Купил-продал. А ведь у этого места такая история»,

- не скрывая своего огорчения начала свой рассказ Инта Дишлере, показывая Русскому TVNETу, как разрушается уникальное историческое здание. «Просмотрите, на ss.lv — продает за 50 с лишним тысяч, а купил за 20 с небольшим». Проверить этого мы не смогли, в данный момент объявления нет. Но можно поверить на слово. Было видно, что Инта всей душой болеет за дом, рядом с которым провела большую часть своей жизни.

Инта Дишлере ведет нас к бывшему абмару, который в советское время перестроили в спортзал
Инта Дишлере ведет нас к бывшему абмару, который в советское время перестроили в спортзал Фото: TVNET
Фото: TVNET
Фото: TVNET

Она живет по-соседству. Муж когда-то сам учился в Бризульской школе, а потом был ее директором. Инта Дишлере — известный в волости историк. Сегодня она с родственниками по собственному желанию следит за поместьем и окрестностями, убирает мусор, пытается лишить местных подростков доступа в помещения, где все еще можно увидеть как еле различимые признаки былой роскоши (лепка на потолке), так и экспонаты бывшего музея поместья и школы, а также аутентичные вещи крестьян.

Представить былую роскошь поместья сегодня очень сложно
Представить былую роскошь поместья сегодня очень сложно Фото: TVNET
Стены дома подтверждают свое древнее присхождение
Стены дома подтверждают свое древнее присхождение Фото: TVNET
Не так давно в поместье находилось местное лесничество, но теперь и оно съехало, оставив в качестве напоминания о себе деревянную облицовку нескольких помещений
Не так давно в поместье находилось местное лесничество, но теперь и оно съехало, оставив в качестве напоминания о себе деревянную облицовку нескольких помещений Фото: TVNET

Инта своими руками когда-то создавала стенды и изучала историю поместья. Сегодня же в здании нет даже света, поэтому экспозицию можно увидеть лишь с фонариком. Что касается остальных помещений... «Вот здесь была детская, а здесь спальня графа с отдельной ванной и туалетной комнатой, здесь гостиная, а вот кухня», - помогала окунуться в прошлое Инта. Сделать это очень сложно, так как все, что напоминает о 18-19 веках — это широкие стены, едва проглядывающая лепнина на потолке, да развалины за окном на берегу озера.

Фото: TVNET

«Надо перевезти экспозицию, она же уникальна», - говорим Инте, собравшей в музее еще во времена школы документы и фотографии истории, связанной с поместьем. «Да, но ведь это должно быть здесь. Это ведь история этого места!» - ответила историк, причитая о том, что «никому это сегодня не надо». «Туристов почти нет, иногда приезжают бывшие выпускники. Хорошо, хоть иногда кому-то это интересно», - указала женщина.

Генеалогическое дерево семьи Ламбсдорфов. Информацию собрала Инта Дишлере, вырезать из дерева таблички и выжечь на них имена помогли школьники
Генеалогическое дерево семьи Ламбсдорфов. Информацию собрала Инта Дишлере, вырезать из дерева таблички и выжечь на них имена помогли школьники Фото: TVNET

Что лучше — школа или богатый хозяин?

Неподалеку расположены еще два поместья - Ламиню и Зентене. Первое в середине 19 века перестроил торговец из Риги Ферманис, в результате чего на месте небольшого дома появился образец старофранцузского стиля и рококо. Сегодня здесь находится Дзирсиемская специальная школа-интернат, поэтому представить величие поместья можно только снаружи. И лучше со стороны парка. Здание хоть и не в своем лучшем виде, но за ним точно следят.

Поместье Ламиню
Поместье Ламиню Фото: TVNET

Меньше пока повезло поместью Зентене.

«Купил какой-то русский бизнесмен. Думал по дороге из России в Европу там останавливаться, а потом так и бросил.

Даже окрестности не убираются. За это по закону можно выписать штраф, но куда его слать? Местные власти уже намучились», - поведала Русскому TVNETу историю соседей Инта.

Поместье Зентене
Поместье Зентене Фото: TVNET
Главный вход плотно закрыт, но это не мешает зданию разрушаться
Главный вход плотно закрыт, но это не мешает зданию разрушаться Фото: TVNET
Герб Ливенов
Герб Ливенов Фото: TVNET

Визуально Зентене выигрывает в сравнении с Бризуле. Поздний классицизм, герб Ливенов, внутри декоративный интерьер в формах неоренесанса, печь в стиле ампир, в парке заморские деревья и кустарники, а также самый толстый тис в Латвии (2,35 м). По крайней мере это все обещано в туристических буклетах.

По факту — бывшее здание школы, большая часть окон которого заменена на современные пластиковые,

осыпающаяся штукатурка, отсутствующие стекла в подвале и грустно болтающийся фонарь,

освещающий когда-то вывеску Зентенской школы». Да, тис стоит на месте, но сам парк лишь напоминает о своем величии.

Фото: TVNET
Фото: TVNET
Фото: TVNET

Некоторым поместьям везет больше

Все три поместья не находятся в легкодоступных местах, асфальтированные дороги есть лишь в самих городках. Быть может поэтому владельцы не оказались заинтересованы в реконструкции уникальных для Латвии домов с богатой историей.

Для сравнения, неподалеку на шоссе Юрмала-Талси расположено поместье Нурмуйжа. В 2005 году его приобрел латвийский банкир Олег Филь, начавший восстановление зданий. Работы все еще ведутся, но хочется верить, что на одно восстановленное поместье в Латвии скоро станет больше.

А еще радует то, что в нашей стране есть такие люди как Инта Дишлере, которые, несмотря ни на что,

готовы пожертвовать своими силами и свободным временем ради сохранения истории Латвии.
Поместье Нурмуйжа
Поместье Нурмуйжа Фото: TVNET
Поместье Нурмуйжа
Поместье Нурмуйжа Фото: TVNET
Поместье Нурмуйжа
Поместье Нурмуйжа Фото: TVNET
Поместье Нурмуйжа
Поместье Нурмуйжа Фото: TVNET
Поместье Нурмуйжа
Поместье Нурмуйжа Фото: TVNET
Поместье Нурмуйжа
Поместье Нурмуйжа Фото: TVNET
Фото: Google Maps/TVNET
Комментарии (30)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх