Страшные данные о «зеленом змие» в Латвии (2)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: flickr.com/John Loo

Война с алкоголизмом в Латвии похожа на борьбу со змеем Горынычем. Помните сказку? В ней царевич-Иван отрубает змеюке голову, а вместо нее три новые вырастают. Примерно так же со спиртным: в 2012 году в стране было около 21 тысячи больных с алкогольной зависимостью, причем в течение года пьяная армия пополнилась на 1600 человек, - сообщает «МК-Латвия».

Цифры, характеризующие эпидемию алкоголизма в Латвии, весьма любопытны. Например, в стране увеличивается смертность от злоупотребления спиртным и связанных с этой бедой болезней. Каждый год до смерти упивается примерно 36 человек на каждые 100 тысяч населения. Все больше людей умирает от смежных недугов – скажем, от цирроза печени (6,5 человек на каждые 100 000 в 2010 году). Количество погибших от цирроза за четыре года утроилось, сообщает Министерство здравоохранения.

Официальная статистика, впрочем, нас пытается успокоить. Общее количество алкоголиков уменьшается. В 2010 году в Латвии было около 25 000 горьких пьяниц, сейчас – 20 700. Выпивает республика также меньше прежнего – около 9 литров абсолютного алкоголя на каждого жителя старше 15 лет (в 2007 году, по данным Всемирной организации здоровья, 9,6 литра).

Но верить официальной статистике трудно.

Она не учитывает десятки тысяч литров нелегально ввезенного в Латвию алкоголя,

который пьют все приграничные районы. По мнению экспертов, нелегальный алкоголь приобретают 40% жителей страны. Последний трагический случай в Елгаве, когда от отравления метиловым спиртом скончались восемь человек, тому доказательство.

Не учитывает статистика и алкоголиков, которые гоняют белых мышей дома, потому что не имеют средств оплатить лечение запоя и горячки в стационаре. День в государственной больнице, куда больных доставляют в критических состояниях на «скорой», стоит 5 латов. Услуги частных наркологических клиник, которые в «тучные» годы выросли на каждом углу как грибы, обходятся в сумму до 45 латов в сутки. Общее понижение числа хронических алкоголиков связано всего лишь с трудовой эмиграцией.

Большинство этих люди не вылечилось, просто пьют они теперь в Ирландии.

В Латвии в начале 2013 года был принят национальный план по борьбе с алкоголизмом. Как любой декоративный документ, он не предусматривал дополнительного финансирования на эту самую борьбу. Суть плана – при отсутствии бюджетных вливаний – сводится к тому, что медики должны «информировать, бороться и лечить».

На днях Министерство здравоохранения предложило очередные поправки к закону, которые ничего не будут стоить. Предполагается запретить телевизионную рекламу пива и вина в период с 6.00 до 22.00. Реклама крепких напитков, напомню, на телевидении Латвии давно запрещена.

Возможно, запрет убережет детей: повзрослев, они не увлекутся пивом. Но что делать со взрослыми выпивохами? Ведь многие из них даже не подозревают, что больны и могут рассчитывать на помощь.

Эти вопросы мы обсудили с Астридой Стирной, главой Латвийской ассоциации наркологов, руководителем Наркологической службы Рижского центра психиатрии и наркологии.

«Прошло 10 лет после моего последнего запоя...»

На проблему алкоголизма я смотрю с точки зрения моей подруги. Молодая женщина давно не понимает, что происходит с мужем. При первой возможности он, талантливый менеджер, присасывается к бутылке с пивом. На выходных уходит из дома и либо возвращается порядком навеселе, либо приносит спиртное с собой.

– Знаешь, – говорит он жене в минуты откровенности, – раньше алкоголь помогал мне расслабиться. Но чем дальше, чем больше меня душит чувство безысходности.

Молодой человек уверен, что стоит захотеть, он немедленно перестанет пить. Просто... пока бросать не хочется, несмотря на слезы детей и скандалы, которые – скажу честно! – закатывает ему уставшая от такой жизни супруга.

– Астрида, объясните нам, кого считать алкоголиком и где находится точка невозврата?

– Медики называют эту болезнь «зависимостью от алкоголя». Для себя я определяю такую зависимость, как прогрессирующее заболевание. Оно увеличивает риск инвалидности и смертности.

Заболевание это необходимо лечить, но вылечить невозможно.

– Как же это – нельзя вылечить?

– Диагноз «зависимость от алкоголя» ставится человеку на всю жизнь. Это хроническое заболевание, 100% исцеление которого действительно недоступно. Если человек станет следовать советам врача, то до конца жизни не будет знать новых проблем. Но как только он подумает: «Прошло 10 лет со времени моего последнего запоя. Теперь-то я могу спокойно выпить, потому что свободен от зависимости», мы возвратимся на исходные позиции.

– Почему?

– Потому что механизм алкоголизма запускается заново. Другими словами, алкоголизм, это такая штука, после лечения которой человек не может вернуться к умеренному употреблению спиртного.

– Как же понять, является ли мой близкий алкоголиком или действительно способен завязать, как только захочет?

– Есть целая вереница признаков, помогающих медикам поставить диагноз «зависимость от алкоголя». Семье больного человека разобраться труднее, но тоже возможно. Первый признак: человек слишком часто выпивает – пусть не каждый день, но два-три раза в неделю. Он употребляет много спиртного, перестает себя контролировать, на следующий день просыпается с похмельем, которое мешает ежедневной работе. Тревожно, если человек ищет причины, чтобы не пойти на работу или отложить дела.

– Но сам-то он считает, что все хорошо, а проблемы – это пройдет...

– Поэтому следующим серьезным сигналом становится появление побочных заболеваний. В Европе говорят, что употребление алкоголя вызывает около 60 болезней. Люди, зависимые от спиртного, чаще обращаются к кардиологам, гастроэнтерологам. Задача семейных врачей в таком случае – распознавать алкоголизм на ранних стадиях и мотивировать людей на лечение. Нет смысла лечить болезни, не устранив их главной причины – выпивки.

Консультация нарколога – 3 лата

– Что должен сделать семейный врач, убедившись, что человек зависим от спиртного?

– Он посылает пациента к наркологу. К этому специалисту можно обратиться и напрямую, без направления своего доктора. Наркологи проводят тесты и вместе с пациентом разрабатывают методику лечения. Интересно, что сейчас появились медикаменты, помогающие человеку не прекратить, а снизить употребление алкоголя. Это совсем новый подход – «контролированное употребление алкоголя». Но этот метод эффективен только в начале болезни или в случаях, если человек сам желает ограничить себя, потому что боится последствий пьянства.

– Значит, алкоголизм нужно лечить?

– Да. Но проблема в том, что медикаменты в наркологии государство компенсирует только для подростков до 18 лет. Обычно у подростков не такая выраженная клиническая картина алкоголизма, чтобы употреблять сильные лекарства, им хватает психологической поддержки и работы с семьей. Другое дело, взрослые «со стажем». Но медикаменты для них дороги.

– А ведь надо еще оплатить нарколога!

– Консультация нарколога стоит всего 3 лата. Зато лечение в стационаре, если такое необходимо, обходится 5 латов в сутки. Страшно, что 90% людей попадают в наш Наркологический центр на улице Твайка, 2, в Риге в стадии обострения. У многих белая горячка, абстинентный синдром, доставляют их на скорой помощи. Таких пациентов мы выводим из запоя и пытаемся мотивировать на дальнейшее лечение, составить план. Но часто человек после купирования приступа отправляется домой и продолжают пить.

– Наверное, с таким больным семейный врач уже не справится.

– Именно так, и через неделю или месяц запойный пьяница снова поступает к нам. Мы не имеем возможности лечить таких людей, а только «тушим пожар».

– Как долго вы возитесь с человека, который доставлен с обострением?

– Мы держим его, сколько необходимо для купирования приступа: неделю, иногда две. Но многие пациенты уже на второй день рвутся домой. Мы не можем удерживать их силой.

Лекарства действительно помогают

– Какие методы лечения алкоголизма применяются в Латвии?

– Мы используем все то, что имеется на вооружении у врачей Европы. В Латвии действует Миннесотская программа реабилитации, обеспечивающая зависимым людям психотерапевтическую помощь. Но не всем пациентам она подходит.

– Почему?

– Хотя бы потому, что нужно 28 дней провести в стационаре. Но этот метод всемирно признан и эффективен. Программа работает в нашем Центре психиатрии и наркологии на ул. Твайка, 2, а также в больнице Еглавы. Участник должен заплатить только 5 латов за день, поэтому иногда на лечение в стационаре даже встраиваются очереди. Мы уже превысили годовые квоты на лечение, но по мере необходимости все-таки продолжаем пациентов на эту программу отправлять.

– Что делать, если пациент не может провести месяц в больнице?

– Тогда нужно использовать амбулаторные программы. Пациентам выписывают лекарства, они постоянно приходят на консультации нарколога для контроля. Используют в Латвии и старые методы: вшивают ампулы, например. Некоторым очень хорошо помогает.

– Я понимаю, что выбор методики лечения индивидуален, но с чего вы советуете начинать?

– Всегда рекомендую психотерапию, как один из эффективнейших способов снятия зависимости. Но Миннесотскую программу мы часто комбинируем с медикаментами.

– А что дают таблетки?

– Они помогают пациенту преодолеть депрессию, снимают влечение к спиртному. Без применения лекарств тяга к рюмке может оказаться слишком сильной. Научно доказано, что изменения в организме алкоголика происходят на клеточном уровне и преодолеть их одной силой воли нельзя.

– Раньше в Латвии были реабилитационные программы для алкоголиков, в таких отделениях людей буквально заново учили жить. Существует ли реабилитация в наше время?

– Да, такое отделение сохранилось в Елгаве, пациенты находятся на реабилитации целый год, заново учатся общаться, жить в реальном мире. Реабилитацию финансирует Министерство благосостояния, мест там немного, но попасть в программу вполне реально.

– Если уж мы заговорили о деньгах, расскажите, сколько человеку стоит хотя бы первый этап лечения?

– Если человек участвует в Миннесотской программе, это 160 латов за курс лечения (для малообеспеченных и неимущих жителей Риги лечение частично или полностью финансирует социальная служба. – Прим. ред.). Плюс медикаменты потребуют как минимум 50 латов в месяц, и это – если принимать самый дешевый аналог.

Полностью материал читайте в новом номере «МК-Латвия»

Комментарии (2)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх