Золитудская трагедия: государство избегает ответственности и реформ

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Edgars Kalmēns/TVNET

Выполнили ли политики обещания, данные общественности после золитудской трагедии? Две задачи, которые правительство ставило в своей декларации, выполняются – но люди, которые прямо или косвенно пострадали в трагедии, считают, что этого мал, сообщает Латвийское радио, сообщает rus.lsm.lv.

Они также не ощущают изменений в системе и готовности политиков взять на себя какую-либо ответственность, признав свои ошибки.

«Трудно было», — признает Имант Бурвис, который в трагедии потерял сына Андрея. Без отца остались трое детей Андрея. «Я все же в таких случаях жду более честного отношения, не столько из-за моего сына, сколько потому, что предполагаю: это не единичный случай. Я все-таки очень надеялся, что будет сделано все, чтобы подобное не произошло снова», — говорит он.

Глава благотворительной организации Ziedot.lv Рута Диманта не потеряла своих близких под рухнувшей крышей магазина Maxima, но ее организация взяла на себя сбор пожертвований для пострадавших.

«Золитудская трагедия могла стать переломным моментом в нашем обществе, в нашем госуправлении, чтобы жизни этих людей не угасли напрасно, чтобы мы стали лучше», — говорит Диманта спустя 10 месяцев после трагедии.

Латвийское Радио попыталось выяснить, почему у людей нет ощущения, что после 21 ноября стало безопаснее, и выполнили ли вообще политики обещания, данные после трагедии.

Президент Андрис Берзиньш через несколько дней после трагедии сказал так: «Это случай, который нужно назвать своими словами — это убийство огромного количества беззащитных людей, и соответственно нужно и действовать».

После трагедии тут же последовали оправдания и обещания политиков. Тогдашний премьер Валдис Домбровскис («Единство») потребовал от правительства быстрой реакции:

«Задача правительства — действовать быстро и точно. Это также задача судов и судебной власти, чтобы обеспечить, чтобы расследование проходило, чтобы были найдены виновные и чтобы они как можно скорее предстали перед судом, чтобы были выявлены причины случившегося и внесены изменения в систему, которые бы не допустили повторения подобной трагедии», — сказал глава правительства.

После отставки Домбровскиса похожие слова прозвучали и от его преемницы: «Правительство обязалось выяснить причины этой трагедии и привести в порядок законодательство, но это работа не только правительства и Сейма, каждый из нас должен подумать о своем отношении к работе, которую он выполняет. Я действительно хочу, чтобы все в Латвии чувствовали себя хорошо», — сказала Лаймдота Страуюма.

Правда, ни у правительства Домбровскиса, ни у правительства Страуюмы, по крайней мере сейчас, нет детального плана с задачами, которые нужно выполнить, чтобы трагедии не повторялись.

Политики и не обещали, что какое-либо госучреждение или должностное лицо возьмут на себя ответственность и признают свои ошибки. По словам Бурвиса, речь идет не об уголовной ответственности. «На мой взгляд, есть и ответственность государства. То, что государство не обеспечило безопасность граждан. Это ответственность государства, которую нужно оценить. Уголовное управление этот вопрос не рассматривает. Генпрокуратура этот вопрос не рассматривает», — отметил Имант Бурвис.

«Назовите имена людей, я не прошу большей ответственности. Мне вполне достаточно, если в газете Diena или правительственном вестнике напишут, что Янис, Юрис, Петерис приняли такой-то закон, который привел к такой-то ошибке. Я не хочу, чтобы они сидели в тюрьме, мне от этого лучше не станет, но в данном случае это будет политическая ответственность», — добавил Бурвис.

Стоит напомнить, что депутат Юридической комиссии Сейма Андрей Юдин («Единство») обещал разработать поправки к Уголовному кодексу, которые бы предусматривали более жесткое наказание за нарушения строительных правил, потому что дело о трагедии в Золитуде показало, что применяющиеся сейчас санкции слишком мягкие.

Законопроект уже передан на рассмотрение Сейма. В свою очередь, в правительство уже направлен разработанный Министерством внутренних дел законопроект о гражданской обороне, который, как полагает министр внутренних дел Рихард Козловскис («Единство»), нужен, чтобы людей незамедлительно эвакуировали при звуке сигнализации.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх