Рассказ пожарного, которому пришлось спасать коллег в Золитуде

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Сегодня исполнился ровно год со дня, который впоследствии назвали самым трагическим в итории независимой Латвии: под бетонными завалами супермаркета в Золитуде с жизнью расстались 54 человека. Хотя командир Болдерайского расчета ГПСС Дмитрий Новиков старается лишний раз не вспоминать события 21 ноября 2013 года, он всё же рассказал порталу TVNET о произошедшем и пережитом.

«Это был обычный день, мой выходной. Сидел у стоматолога. Вдруг звонит телефон. Думаю: «Если надо будет - перезвонят». Повторный звонок. Ну ладно, решил поднять трубку. Тогда, сразу после процедур у дантиста, еще и говорить мог не слишком разборчиво», - рассказывает спасатель.

Первые слова, которые раздались в трубке - «Рухнула крыша магазина Maxima, возможно, есть пострадавшие». В мозгу сразу появилась картинка: одноэтажная коробка здания, обвал крыши - скорее всего, пострадавших много.

«Мне сказали, что скоро подъедут на машине. Ждал возле Государственного архива. Меня и еще двух коллег с формой на руках забрали минут через 15», - рассказывает дальше Дмитрий.

Оказавшись внутри автомобиля, сразу понял, что дела обстоят плохо: те спасатели, которые уже находились на месте происшествия, не переставая говорили по рации. Выяснилось, что в магазине находится много людей, есть и жертвы. Конструкции здания серьезно обрушились.

«Уже по пути на место, когда были на юрмальском шоссе, по рации передали, что произошло второе обрушение, - с паузами вспоминает пожарный. - Затем пропала связь с моими коллегами. Кричали в рацию, но ответа не было».

В результате второго обвала погибли трое спасателей, еще 13 пострадали. Двенадцати из них потребовалась госпитализация.

«Когда прибыли на место, первой мыслью было - это не Maxima. Это был рухнувший магазин, заваленный бетонными блоками», - поведал Новиков. Издали нельзя даже было понять, что вообще происходит внутри здания. Виднелись лишь огромные облака пыли.

«Подошли к импровизированному штабу. Там царило небольшое замешательство. Люди забегали, выбегали. Нам открыли, что, возможно, пострадали и коллеги. Без лишних обсуждений мы отправились внутрь магазина».

Группе Дмитрия было дано главное задание - вытащить оттуда пострадавших спасателей.

«Там работали пожарные с разных постов ГПСС. Сначала был только один вход и выход из рухнувшего строения. Когда вошел вовнутрь, там находилось много пострадавших, в воздухе висело много пыли. Было очень темно. Единственное, что видел - свет фонариков других спасателей. Казалось, что везде вокруг раздавались стоны и крики людей о помощи. Видел несколько зажатых под блоками человеческих тел. Однако нашей задачей было выполнять приказ, который заключался в оказании помощи именно спасателям. Искали кого-нибудь, кто мог указать на их местонахождение. Спросил у коллеги, который спасал женщину из-под слоя обломков. Он не смог сразу ответить. Примерно через пять минут сумел указать то самое место, где были наши», - делится Дмитрий.

Группа спасения спешно выдвинулась на подмогу пострадавшим коллегам. Найти их было нелегко, однако среди блоков сотрудники ГППС увидели пожарные каски.

«Мы лихорадочно искали место, где находились заваленные наши. После криков некоторые отозвались. Сначала из развалин вытащили тех, до кого сразу могли добраться - своими силами оттащили бетонные блоки. Затем спасали тех, кто оказался зарытым под тоннами бетона. Спасенные нами рассказали, что под бетоном есть еще... наши. Одни видели валяющиеся каски. Поняли, что это то самое место, где находятся остальные коллеги, друзья и товарищи. Задействовали все доступные на тот момент ресурсы», - поведал очевидец.

В ход пошли гидравлические подъемники, пневматические подушки... Однако, начав процесс, столкнулись с проблемой - под завалами находились бетонные плиты, одна на другой. И уже под ними были погребены пожарные.

«Если бы мы сдвинули одну плиту подъемником, упала бы другая - этакая цепная реакция. Мы не могли рисковать, ведь была возможность того, что под этими блоками находились люди», - подчеркнул командир. «Пострадавшие находились в алкогольном отделе магазина. Видели, что один спасатель лежал на битом стекле под этими глыбами. Он находился в сознании. Мы поддерживали контакт с ним, спешно думая, как его поскорее вытащить оттуда. Доступные нам инструменты могли лишь чуть-чуть приподнять тяжеленные блоки бетона. Не помню, скольких именно вытащили, потому что с того момента, как зашел внутрь магазина, наружу так и не выходил. Насколько помню, было около 5 утра, когда всех спасателей вывели из здания», - со слезами на глазах рассказывает пожарный.

К сожалению, всех коллег команде Дмитрия спасти не удалось, потому что трое оказались намертво погребены еще до того, как помощники выдвинулись на место трагедии.

Когда Новиков все же вышел наружу перекурить, какая-то девочка предложила ему еду, но есть не хотелось. Вся спасательная операция прошла словно за миг.

Полиция облегчила работу спасателей

Очень хорошо сработала полиция. Они просмотрели на камерах наблюдения места, где могли находиться спасатели, и дали нам изображения. Это помогло быстрее найти пострадавших.

После бессонной ночи сотрудников ГПСС приходилось буквально гнать домой на отдых, так как они не могли спокойно стоять в стороне, зная, что под развалинами еще есть люди.

«Я отработал примерно до 8 утра. Наш начальник буквально силой гнал нас домой. Конечно, никто не хотел покидать место трагедии, однако чувствовалось: руки и ноги устали настолько, что мы уже не могли толком помочь. Нам сказали: видите, сколько спасателей здесь еще трудится. Вы работали всю ночь. Как вы еще можете помочь? Езжайте домой и отдохните».

Отпустили с оговоркой: если потребуется, снова вызовут на место происшествия.

«Так и произошло. Мы втроем отправились в дежурную часть, помылись. Ребята остались там, я поехал домой. А вечером позвонили и снова вызвали в Золитуде. Но, учитывая, что это был последний мой выходной, а в спине начались боли, пришлось отказать. Чтобы после выходного я смог полноценно работать», - рассказал Дмитрий.

Спасатели - лучшие психологи

Командир Болдерайской части ГПСС пояснил, что его подчиненные смогли полноценно работать на вызовах лишь через полтора месяца. Например, когда в одном из горящих домов что-то обвалилось, пожарные впали в ступор.

Когда спасатели окончательно прекратили работы в рухнувшей Maxima, всех коллег с участка созвали, чтобы вместе отправиться в баню. «Я сказал ребятам: там мы все выговоримся, чтобы впоследствии было легче работать. Все спасатели со слезами на глазах рассказали и про воспоминания, и про подробности трагедии. Нам было важно собраться вместе и помочь друг другу.

Спасателю нужно быть словно универсальным солдатом. Я работаю пожарным уже более 10 лет, хотя сначала старые кадры мне сказали, что через 10 лет работа надоест. Но такого нет, и это для меня не работа, а целая жизнь!», - признал спасатель, командир пожарных, сердечный и открытый человек Дмитрий Новиков.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх