ALMA MATER: модно ли в Латвии быть умным? (1)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Эвия Трифанова/LETA

Развитие любой страны сегодня определяется ее интеллектуальным потенциалом. От научных открытий, образованности общества и профессионализма много что зависит. Лучшие студенты и труженики науки - уедут они из Латвии или останутся? Интересно, как оценивают перспективы развития Латвии в главном университете страны. На вопросы русского TVNET отвечает ректор Латвийского университета профессор Индрикис Муйжниекс.

Интеллект как капитал страны

- Господин ректор, что сегодня представляет собой Латвийский университет? Как можно представить его людям, далеким и от системы высшего образования, и от академической науки? В цифрах, приоритетах, иных характеристиках...

- Латвийский университет – это крупнейший университет классического типа в Латвии. У нас 14 тысяч студентов, 13 факультетов, 12 научных институтов плюс еще три института, связанных с университетом, но структурно в него не входящих. Еще есть два медицинских колледжа, которые также входят в нашу структуру. Кроме того Латвийский университет – на правах собственника – участвует в работе других высших школ – Рижской юридической высшей школы и Рижской экономической высшей школы.

Сайт Латвийского университета

- Значит и вуз, в народе чаще именуемый Стокгольмской школой, тоже имеет непосредственное отношение к Латвийскому университету?

- Да, частично оба названных мной вуза в собственности Латвийского университета. У нас большое хозяйство, и еще многое к нему относится – служебные гостиницы, спортивная инфраструктура, базы летней практики. Есть и собственность, оставленная университету по завещаниям благотворителей, наиболее известный из которых - Кристапс Морбергс, завещавший университету много объектов недвижимости в центре Риги и в Юрмале, чтобы доходы от нее дали возможность учиться талантливой молодежи из небогатых семей.

Но есть и много других благотворителей – например, недавно мы получили наследство от одной госпожи, которая к университету имела отдаленное отношение, но распорядилась, чтобы ее земля и дом в Латгалии , у самой российской границы, перешли в собственность университета.

Годовой бюджет наш в прошлом году был около 80 миллионов евро, из которых напрямую от государства были получены неполных 20 миллионов евро.

- Вот как!.. А у меня - как и у многих других обывателей - было представление, что вы существуете, главным образом, на бюджетные деньги...

- Общее число поступивших к нам студентов год от года несколько сокращается, такова уж демография. Но если смотреть в процентном отношении, то около 20 процентов всех выпускников средней школы становятся студентами Латвийского университета, и этот процент понемногу растет, прибавляя 1 – 2 процента в год.

- Уточните, пожалуйста: речь идет об абитуриентах, которые пытались к вам поступить? Или же о студентах, уже приступивших к учебе?

- Это те, кто уже начал у нас учиться. Что касается выпускников, успешно завершивших учебу - в прошлом году закончили учебу 50 процентов выпускники первого уровня – это бакалавры, 30 процентов – на уровне магистров и 46 процентов – на уровне докторантуры. Что касается научных публикаций, то на университет приходится 47 – 48 процентов всех работ, вошедших в международные рефераты. А из наиболее ценных с научной точки зрения работ - с высоким индексом цитируемости – тут на университет приходится уже значительно больше половины публикаций, где-то около 60 процентов.

По количеству студентов нас немного опережает Рижский технический университет. Но если рассматривать все в целом – и обучение, и науку, и все остальное, в том числе и роль в обществе, то Латвийский университет – самое крупное, ведущее и очень многогранное высшее учебное заведение страны. Как это, собственно, и должно быть. В мире есть очень немного университетов, названных не именем города, а именем страны. И в этом особенность Латвийского университета.

Как Петр Стучка «переплюнул» Стефана Батория

- Кстати, а почему вышло именно так?

- Надо посмотреть с исторической точки зрения. Почему, например, мы не ведем отсчет с 1862 года, когда царь Александр II издал указ об основании в Риге высшего учебного заведения...

- Но ведь это же был политехнический институт!..

- Да, но в 1919 году его расформировали. И можно сказать, что мы такое же продолжение института, как Рижский технический университет. Но это не совсем так... В 1919 году, когда в этом самом здании (главное здание на Райня, 19 - Т.О.), образовали университет, языком обучения был русский, а до того – немецкий. И не было ни юридического, ни медицинского, ни гуманитарного факультетов. Из преподавателей, которые тогда начинали работать, только треть была из бывшего политехнического института. Все остальные - из Санкт-Петербурга, Тарту, Москвы, Харькова... Были среди них и те, кто потом преподавал на латышском, и те, кто так и не выучили язык. Например, преподававший зоологию профессор Штранг из Норвегии.

Фактически университет тогда сформировался как новая структура. И как символ национальной идентичности. Ведь национальному государству нужен был свой национальный университет, и Латвийский университет таковым стал. Политехнический институт – ныне Технический университет - отделился от университета уже в ХХ веке, только в 1958 году, в хрущевские времена.

- А как же Петр Стучка, издавший декрет о создании университета? Друг моего отца имел обыкновение повторять: лучшее, что сделал Петр Стучка в Латвии, он все же основал университета...

- Университет ведь не один единственный раз основывали. И Стучка основал его, когда был во главе правительства в Риге в феврале 1919 года, но действовать университет тогда так и не начал, а уже в мае Стучки в Риге не было.

- Но декрет-то о создании Латвийского университета он издал.

- Одного декрета - мало. Уже в мае Стучку из Риги вытеснили, и сюда пришли немцы, которых в свою очередь потеснили из города к осени. В этот период университета еще не было. И только к осени в Ригу вошли латыши, поддержанные эстонцами, и тогда уже - 28 сентября - университет основали по новой, и он приступил к работе. Оперный певец Марис Ветра позднее писал, что только с основанием университета стало ясно, что Латвия действительно состоялась как государство. Так, в известной мере, и было. Национальный Банк, Национальная Опера, Национальная библиотека – вся эта атрибутика национального государства была создана.

Интересно и вот что. Если мы вновь обратимся к истории, то увидим, что политехнический институт в 1862 году был в Риге основан потому, что была большая потребность в инженерах: ведь в 1858 году снесли крепостные укрепления, город бурно развивался, рос, строился, нужны были специалисты. А ведь прежде Рига не раз в своей истории отказывалась от основания собственного университета.

- Почему? Подходящую модель учебного заведения выбрать никак не могли?..

- Нет. Просто не хотели... Университет ведь в определенной мере - источник беспорядков. Первый раз Рига отказалась создавать университет при Стефане Батории, который в 1578 году хотел основать здесь университет, чтобы противостоять Реформации. А Рига – тогда настроенная во многом протестански, отказалась. И университет был основан в Вильнюсе. Потом, когда шведы заняли Ригу, Густав Адольф хотел основать здесь университет. И снова Рига отказалась, а университет основали в Тарту.

Потом уже и Александр I хотел основать университет в Риге – и снова Рига отказалась. И был вторично открыт университет в Тарту, ведь первый университет там очень недолго просуществовал... Так что теперь у Тартусского университета три дня рожденья. Уже в 1919 университет в Тарту был основан в третий раз, и уже как национальный университет. А во времена Российской империи мы ведь были одной губернией с Тарту, так что Риге свой университет был не очень и нужен. Было даже удобно - университет есть, и он удачно расположен на окраине.

В Риге можно было делать бизнес, а наука – пусть уж она будет где-нибудь там, подальше.

Технологии сферы услуг

- Предыстория интересная! А сегодня в определении стратегии развития Латвии какая роль отводится классического типа университету? И как Вам видится – есть сегодня у Латвии вообще какая-то стратегия развития?

- По своей идее, заложенной при создании университета, его миссия в том и состояла, чтобы давать стимул социально-экономическому и культурному развитию, поддержать их. На словах стратегию развития Латвии определили, сказав, что мы хотим создать экономику, основанную на современном знании.

То есть мы хотим иметь не только индустриальное производство, но и развивать услуги, в том числе информационные технологии, финансовый сектор, медицину, которая тоже очень важная сфера услуг. И нам сейчас надо найти путь, которым мы можем перейти к этому. В процентах к ВВП у нас сейчас производство занимает примерно такой же объем, как, например, у Эстонии или Финляндии. Нет такого, чтобы в этом смысле мы очень уж отставали.

- Но мы ведь регулярно говорим: ах, какие молодцы эстонцы – и как же все плохо у нас...

- Эстонцы молодцы потому, что они значительно больше нас вкладывают в знания, в инновации. У нас же эти вложения до смешного малы, и не будь еврофондов, ситуация была бы совсем трагической, настолько мало мы сами можем сейчас вложить в науку. Но здесь есть вечный вопрос: что тут следствие, а что - причина. Ведь в том же производственном секторе у нас чрезвычайно мала доля продукции с высокой прибавочной стоимостью. Например, в той же деревообработке и в производстве пищевых продуктов... В связи с этим в рудиментарном состоянии находится и соотношение того, что уже сегодня может дать наука и что могло бы быть востребовано производством.

Надо очень много вкладывать, прежде всего, со стороны государства. Тогда и со стороны предпринимателей возникнет потребность в инновациях, интерес к ним. Постепенно интерес появляется, но нам предстоит еще очень долгий путь. И в этом эстонцы ушли заметно вперед. Если говорить о процентном соотношении, то в сумме - считая и средства структурных фондов, и участие самих предпринимателей - в Латвии в инновации вкладывается менее одного процента от ВВП. А у эстонцев вкладывается значительно больше, порядка 2,6 процента. А если мы еще и сравним расходы на подготовку одного студента в Тартусском и Латвийском университетах, то увидим, что в Тарту тратится в два с половиной раза больше.

- Спасибо.

Продолжение интервью ректора Латвийского университета Индрикиса Муйжниекса - в ближайшие дни читайте на русском TVNET. Далее речь в разговоре с ректором пойдет о стоимости обучения, бюджетных местах, университетской науке и наиболее перспективных профессиях будущего.

Комментарии (1)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх