После 50 эти люди считаются уже негодными для работы

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reinis Hofmanis, rebaltica.lv

В не столь далеком будущем половину всех работающих будут составлять люди предпенсионного возраста. Это единственная группа, которая на латвийском рынке труда растет. Сейчас они страдают и из-за маленьких зарплат, и из-за дискриминации.

 
Продавщица «Rimi» Трея в декабре выходит на пенсию, но работу в магазине не бросит
Продавщица «Rimi» Трея в декабре выходит на пенсию, но работу в магазине не бросит Фото: Reinis Hofmanis, rebaltica.lv

В 2030 году других просто не будет...

Кассир супермаркета «Rimi» Яна Трея (62) приходит на работу в семь утра. Торговый комплекс «Spice» расположен рядом с ее домом, поэтому на работу Яна ходит пешком. Она выкладывает у касс свежие газеты и журналы и в восемь часов, когда магазин открывает двери для покупателей, садится за кассу.

Яна старается работать быстро, ведь магазин подсчитывает, сколько товаров она сканирует за минуту и сколько клиентов обслуживает за месяц. В конце месяца работники видят свои результаты.

Продавец обслуживает в среднем 14 000 человек – население латвийского городка средней величины.

Когда начинала, Яна была в конце списка, а в июне уже получила награду как лучший продавец месяца. Подарочную карту на 30 евро потратила на косметику для волос. «На работу надо ходить красивой, а не как дома», - объясняет женщина с короткой стрижкой и активной мимикой лица.

В декабре Яна выйдет на пенсию, но работу в «Rimi» не бросит, потому что «без работы жить не может». «Магазин же охотно оставит Яну, так как не боится нанимать работников постарше. Общество стареет и мы приспосабливаемся к этой тенденции», - поясняет руководитель отдела персонала «Rimi Baltic Group» Парсла Башко.

Это не благотворительность и не сочувствие к старшему поколению, а признание суровой действительности. Если раньше работодатели могли выбирать из ищущих работу лучших, как изюминки, то теперь людей – и работников – в Латвии становится все меньше. Единственная группа трудоспособных, которая увеличивается, - люди предпенсионного возраста - в последние 20 лет она самая многочисленная. По подсчетам Всемирного банка (ВБ),

в 2030 году почти половину (46%) работающих в Латвии будут составлять люди старше 50 лет. Других просто не будет.
Фото: EUROSTAT

Схожая тенденция наблюдается и в других странах Евросоюза (ЕС), поэтому там начинают кампании по уменьшению стереотипов о людях предпенсионного возраста как о менее продуктивных. В Латвии Министерство благосостояния начнет кампании с 2017 года и за несколько лет потратит на эти цели 10 млн евро.

Государственная инспекция по труду (ГИТ) уже сейчас информирует работодателей о наиболее распространенных мифах. По данным проведенного ГИТ исследования, пожилые люди пропускают работу по болезни не чаще, чем молодые. Наибольшую часть рабочего времени пожилые посвящают прямым рабочим обязанностям, в то время как молодые половину времени тратят на посторонние дела. Люди постарше меньше конфликтуют с клиентами и коллегами.

«Мы нередко называем 50-летний возраст предпенсионным, хотя в реальности до пенсии этим людям работать еще 15 лет. Какой работодатель может найти молодого человека, который был бы готов 15 лет работать на одном месте?» - задает риторический вопрос представитель ГИТ Линда Матисоне.

Однако проведенный Государственным агентством занятости (ГАЗ) опрос показывает, что так думают очень немногие латвийские работодатели.

Всего 2,5% частных работодателей были бы готовы нанимать работников старше 50 лет.

Звучит шокирующе, но в общественном секторе к этому не готов ни один из опрошенных работодателей.

 
Фото: Reinis Hofmanis, rebaltica.lv

Страх перед переменами

В «Rimi» Яна начала работать год назад. Это ее пятое место работы. Начинала водителем троллейбуса, потом закончила учебу по финансовой программе в профучилище и работала в сберкассе. Затем перебралась на село и 20 лет работала дояркой. В 90-е годы вернулась в Ригу и дослужилась от почтальона до начальницы почтового отделения.

Яне нравится работать с людьми, беседовать, работа с деньгами ее не пугает. Но дали о себе знать руки, травмированные долгой работой дояркой. Боли не давали спать по ночам. Руки прооперировали. Год Яна была дома и получала пенсию по инвалидности - 358 евро в месяц. «Спасибо государству», - говорит она без всякой иронии.

Но Яне хотелось работать. Увидела в интернете объявление, что «Rimi» ищет приемщицу товаров и подала заявление. Начальница оказалась суровой. «Вообще не умела говорить нормально – только орать и орать», - вспоминает Яна. От непрерывного стресса она заболела и спустя несколько месяцев вернулась на работу в другой должности - кассира. Попробовать ее настойчиво приглашала руководитель продавцов Регина, «очень хорошая. Всем бы такую начальницу».

«Rimi» - одно из латвийских предприятий, которое ГИТ называет хорошим примером работы с людьми предпенсионного возраста. Руководитель отдела персонала предприятия Парсла Башко рассказывает, что они считаются с особенностями старшего поколения – на обучение таких работников нужно больше смелости и времени.

Из 5500 работников «Rimi» в Латвии 13% - в возрастной группе Яны (от 55 до 64 лет). 1% - старше. В этих группах маленькая текучесть кадров – если в возрасте до 24 лет в супермаркете меняется половина работников, то в группе возраста Яны - около 10%.

Сейчас Яна довольна своими рабочими обязанностями и коллективом.

Ее зарплата - около 400 евро после уплаты налогов, что на 150 евро меньше, чем в должности приемщицы товаров,

но для Яны важнее психологический комфорт. «Мне было трудно привыкнуть к «Rimi» после работы на почте. Трудно перейти на что-то другое, - поясняет Яна. – Больше всего боишься что-то сделать неправильно».

Недостаток смелости и низкая самооценка – важные причины, по которым люди в середине жизни опускают руки и уже не осмеливаются искать новую работу. Исследование ГАЗ показывает, что при одинаковых внешних условиях работу в предпенсионном возрасте ищет намного меньше людей, чем молодые.

Проанализировав результаты исследования, можно понять, почему. Дискриминация пожилых людей – это реальность: больше чем половине пожилых респондентов хотя бы раз отказывали в приеме на работу из-за возраста, а 1,7% были уволены. Большинство из них никому не жалуются и молча сносят это нарушение закона.

ГАЗ тоже признает, что спрос на людей предпенсионного возраста на рынке труда низкий. Чаще всего им предлагают низкооплачиваемые рабочие места с меньшей нагрузкой. С другой стороны, их профессия и навыки зачастую тоже не отвечают сегодняшним требованиям.

По данным Центрального статистического управления, большинство пожилых людей работает в сфере услуг, больше всего – почти треть – в торговле.

 
Елена Щемелинская  работает в «Rimi» уже 13 лет и ничего особенно менять в своей жизни не хочет. Для Елены важно, чтобы на семью тоже оставалось время
Елена Щемелинская работает в «Rimi» уже 13 лет и ничего особенно менять в своей жизни не хочет. Для Елены важно, чтобы на семью тоже оставалось время Фото: Reinis Hofmanis, rebaltica.lv

Мало участвуют в пожизненном образовании

Больше чем Яна зарабатывает ее коллега Елена Щемелинская (53) в резекненском гипермаркете «Rimi». Ее месячная зарплата - 500 евро после вычета налогов «и выше».

В «Rimi» она работает уже 13 лет. Начинала приемщицей товаров и доросла до специалиста по товарам. Сейчас Елена работает в хлебном отделе, а до этого работала с молочными продуктами, бакалеей, в отделе алкоголя, или dry.

Елена – пример того, как можно вырасти и зарабатывать больше, обучаясь на рабочем месте. По образованию она товаровед, закончив профучилище, а затем университет, всю жизнь работала в торговле. Когда семья переехала из Балви в Резекне, Елена начала работать в только что открывшейся «Maxima», а через год перешла в новый «Rimi».

Елене предлагали расти дальше – до заведующей магазином, но она отказалась.

Ей нравится нынешний график работы с определеннымими выходными днями, которые можно посвятить семье – мужу, дочери и внучке.

Возможности роста и различного обучения «Rimi» предлагает постоянно. В свое время Елена ездила в Ригу, чтобы научиться правильно резать сыр (круглую голову режут только на треугольники) и выкладывать мясо (нельзя сваливать в кучу). Последние два года «Rimi» вводит специальное э-обучение: различные программы с элементами игры, в которых работники осваивают необходимые знания. В резекненском «Rimi» компьютер с соответствующими программами стоит в комнате отдыха работников, которая служит также столовой. «Rimi» также покрывает часть расходов на обучение работников -студентов.

Такая практика нетипична для латвийских работодателей. Как указывает Всемирнный банк, только 40% латвийских фирм предлагают обучение. Это меньше, чем в других европейских странах, включая соседние Литву (50%) и Эстонию (77%). Обычно обучение предлагают именно более крупные предприятия.

Опрос ГАЗ показывает, что почти треть работодателей никогда не обеспечивали дополнительное обучение работникам старше 50 лет. Это делали только торговцы и строители.

По сравнению с ЕС, намного меньше стремятся получитьь дополнительное образования и сами работники. Работницы «Rimi» Яна и Елена вне работы не учатся, так как считают, что уже слишком стары для этого. В Латвии в пожизненном образовании участвуют 5% жителей – вдвое меньше, чем в среднем в ЕС.

Неоднозначно и отношение к предлагаемой ГАЗ учебе. В ней участвует очень мало людей старшего возраста, а 2/3 тех, кто участвует, считают, что полученные знания бесполезны и не помогают найти работу.

В своем исследовании ВБ указывает, что у предлагавшихся до сих пор учебных программ результаты были разные. Пожилым людям в поисках работы полезны навыки пользования компьютером и освоение латышского языка. Для женщин важно освоение английского языка и получение автоводительских прав.

Думая об обучении взрослых, ВБ рекомендует использовать два подхода – специально разработанные программу обучения и реальной практики.

Латвии ВБ рекомендует несколько новшеств для достижения семи целей. Они охватывают широкий круг – начиная с улучшения демографической ситуации с детсадами для всех, кому они нужны, разрушения стереотипов о пожилых людях, улучшения здравоохранения, чтобы люди жили дольше и были здоровее, и заканчивая курсами латышского языка.

После этого исследования в Министерстве благосостояния появилась стратегия активной старости, которую в начале сентября без лишних дискуссий утвердило правительство. Исследователь социальной политики «Re:Baltica», бывший советник Министерства благосостояния Рута Зилвере отзывается о ее содержании скептически. В стратегию не включены важнейшие предложения, более того, они даже не упомянуты как возможность политического выбора.

«Создается впечатление, что из рекомендаций ВБ отобраны те, в выполнении которых можно тихо и спокойно действовать в виде низкопрофильного пилотного проекта, совершенно без всяких амбиций и риска что-либо существенно менять в государственной политике.

И так копошась, можно понемногу потратить кругленькую сумму денег», - заключает Зилвере.

Тремя важнейшими из не включенных в стратегию рекомендаций ВБ Зилвере считает предотвращение бедности в старости, сокращение времени, которое женщины уделяют уходу за детьми и пожилыми людьми, а также снятие препятствий для найма людей на работу с неполной нагрузкой (вместо этого Сейм в прошлом году решил, что за неполное рабочее время взносы соцстрахования необходимо платить с полной минимальной зарплаты).

В ответе Министерства благосостояния, как характерно для ответов латвийского чиновничества, «планируют, ищут решения, оценивают». Рекомендации ВБ «принимаются во внимание», но все они не могут быть выполнены «в прямом виде», отписалась «Re:Baltica» пресс-служба Минблага. В других документах «планируется» установить размер минимальной пенсии, «ищутся решения» по уходу за детьми и пожилыми людьми и «оцениваются» возможности новых форм занятости.

 
Фото: Reinis Hofmanis, rebaltica.lv

Зарплата маловата

Пока Министерство благосостояния «планирует» и «оценивает», работницы «Rimi» Елена и Яна живут своей жизнью.

Елена из Резекне зарплатой в 500 евро «и выше» довольна. Ее муж работает в «Latvenergo», семья живет в частном доме с садом, где выращивает овощи. Муж - охотник, поэтому мяса и колбас дома тоже хватает. В магазине покупают «в основном хлеб и молочные продукты».

Между тем ее коллега, кассир Яна из «Rimi» в «Spice» считает, что «зарплата за эту работу слишком маленькая. Если работаешь сознательно, хочется больше».

К ее 400 евро в месяц приплюсовывается пенсия мужа в 280 евро и ее собственная пенсия по инвалидности в 358 евро.

Они живут в маленьком унаследованном частном доме, который ремонтируют с помощью своих четверых детей. На жизнь она не жалуется, но хотелось бы зарабатывать больше, чтобы можно было съездить в путешествие в теплые страны или купить моторную лодку. Они с мужем – заядлые рыболовы.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх