Серая зона психиатрии: «Моя дочь била меня головой об пол...»

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Надзор и лечение склонных к насилию пациентов с психическими расстройствами. Как выяснилось в ходе расследования, которое провели семь латвийских журналистов, вопросов здесь намного больше чем ответов. Можно ли помочь психически больным людям, а также защитить их близких и общество от возможных вспышек агрессии?

Молодая девушка Зане, которая стала жертвой психически больной учительницы, рассказывает: «Я ходила к ней на занятия музыкой, училась играть на пианино. Сначала моя преподавательница казалась очень понимающей. Всё началось с ругани, она могла хлопнуть меня по затылку или даже потянуть за ухо. В какой-то момент её поведение стало странным, жестоким. Учительница показывала, как именно я должна касаться своими пальцами клавиш музыкального инструмента. Нажимала на мои руки своими ногтями. У меня до сих пор остались шрамы».

Это лишь одна из самых безобидных историй от жителей Латвии, пострадавших в результате нападения и вспышек агрессии людей с психическими расстройствами.

Журналист Латвийского радио Илья Козин, который в рамках проекта исследовал истории жизни реальных жертв, цитирует слова пострадавшей Анны, которая была избита собственной дочерью:

«Она била меня головой об пол. У меня был перелом рёбер, потому что она села на меня. В больнице я провела 16 дней».

О пережитом женщина вспоминает с ужасом.

После подачи заявления в полицию, дочь Анны отвезли в Рижский центр психиатрии и наркологии. Но уже через несколько дней девушку выпустили, уверяя, что она не опасна. По словам Анны, её дочь до сих пор ведёт себя агрессивно.

Известны случаи, когда из-за нападок психически больных соседей у детей школьного возраста начинались психозы, депрессия, панические атаки. Среди психически больных убийц есть и те, кто совершал жестокие убийства повторно.

В качестве примера можно привести трагический случай, когда

психически больной мужчина, который проходил принудительное лечение в Рижском центре психиатрии и наркологии из-за попытки убийства, после выписки совершил преступление - убил свою бабушку и дядю, поджог дом, в котором жила семья.

«Серьезная проблема заключается в том, что представители ответственных учреждений неохотно делятся информацией о преступлениях, совершённых психически больными людьми, об их лечении и надзоре. Но эта информация очень важна - если человек активный, настойчивый и знает свои права, он может добиться того, чтобы его родственника, который имеет психические заболевания, лечили. Но если немощный, пожилой человек живёт наедине с психически больным, у него практически нет возможности этого добиться», - подчёркивает журналист Latvijas avīze Илзе Кузьмина, которая занималась исследованием юридических вопросов.

Ещё одна проблема, которая влияет на незащищённость латвийского общества от потенциальных убийц и преступников, - отсутствие надзора над пациентами, проходящими курс лечения амбулаторно.

После того, как состояние здоровья опасного психически больного пациента улучшилось, закон позволяет выписать его из больницы и назначить амбулаторное лечение. Журналист Ir Зане Маче в рамках проекта занималась исследованием правовых аспектов и обнаружила, что

никто не контролирует, продолжают ли пациенты принимать медикаменты.

Однако основные проблемы заключаются не только в надзоре за пациентами с психическими расстройствами. В 2015 году сотрудникам неотложной медицинской помощи более чем 7000 раз было необходимо вмешательство полиции для того, чтобы доставить психически больных пациентов в медицинские учреждения.

«Сотрудники полиции обеспокоены тем, что им не доступны базы данных с информацией о людях с психическими заболеваниями и адресами их проживания. Это осложняет работу. Приезжая на вызов к таким людям, полицейские не подготовлены, они не знают, кто их ждёт. Разработка такой базы данных облегчила бы их работу», - считает журналист информационного агентства LETA Ивар Сойканс.

Ещё один важный аспект, который невозможно не затронуть, исследуя проблему «Серой зоны психиатрии», - деинституционализация. Исследованиями в этой области занималась Антра Эргле, журналист газеты Bauskas Dzīve.

Когда пациенты покидают места лечения и начинают жить самостоятельно в социальных «домах на полпути» (заведение для людей, освобожденных из психиатрических или исправительных учреждений, созданное для того, чтобы облегчить переход обратно в общество - прим.ред.) или в своих квартирах, наблюдение за ними берут на себя социальные работники.

Однако у них возникает много вопросов об организации данного процесса. На них не могут ответить даже в Министерстве благосостояния.

Анда Рожукалне, профессор университета им. Страдиня и руководитель проекта, рассказывает, что в многочисленных новостях, опубликованных информационным агентством LETA, представители Министерства юстиции уверяют, что на данный момент в системе надзора и лечения склонных к насилию психически больных людей всё в порядке.

Так ли это на самом деле? У команды из 7 журналистов возникли сомнения, и мы решили это проверить. Сделите за публикациями в рамках проекта «Серая зона психиатрии».

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх