Минюст Латвии запретил молиться на Летающего Макаронного Монстра (11)

Латвийское радио 4
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: AP/Scanpix

Еще несколько месяцев назад о пастафарианской церкви Макаронного патриархата знала только кучка сетевых гиков, а сейчас ее деятельностью всерьез обеспокоены чиновники из Министерства юстиции и даже Полиция безопасности. После того, как последователи этой религии подали заявку на официальную регистрацию, в обществе поднялся настоящий ажиотаж. Кто эти люди, которые верят в Летающего макаронного монстра, и почему они так жаждут признания со стороны государства — выясняла корреспондент Латвийского радио 4 Елена Вихрова.

Эти люди носят на голове дуршлаг, по пятницам пьют пиво и верят в то, что мир создал Летающий макаронный монстр. Называют они себя пaстафариане и уже десятый год подряд несут свою религию в массы. В России, к примеру, число таковых уже перевалило за 400 тысяч человек. Основатель российского движения пастафариан Михаил Самин считает, что это только начало.

«Главные ценности нашей религии — самоирония, здравый смысл и абсурд.

Мы, соответственно, проповедуем здравый смысл и самоиронию. Нам кажется, что это достаточно важные качества», — говорит Самин.

Церковь Летающего макаронного монстра зародилась 10 лет назад в США. Некий Бобби Хендерсон, который сейчас считается среди пастафариан пророком, решил протестовать против введения в школах аналога основ православной культуры. Он опубликовал открытое письмо, в котором объяснял, что если кто-то считает, что мир создал Господь, то, с учетом нулевой доказательной базы, он может точно так же утверждать, что мир создали, например, макароны с тефтелями. А следовательно, он тоже имеет право преподавать такой предмет в школах.

Протест породил пародийную религию, в основе которой стоит ужасающая и мифическая фигура Летающего макаронного монстра.

«У нас нет догм и канонов, нет каких-то определенных нормативов по тому, как проходят служения. Но при этом мы собираемся на какие-то праздники.

У нас в Нижнем Новгороде есть пастафарианский храм, который работает раз в неделю.

Некоторые из нас иногда носят дуршлаги на голове.

Но, в общем-то, служений у нас почти нет», — рассказывает духовный лидер движения.

В России на сегодняшний день зарегистрировано уже 30 религиозных групп, проповедующих пастафарианство. Несмотря на влияние православной церкви на общественные процесс, регистрация проходит без каких-либо проблема. А вот у латвийских последователей этой религии дела идут не так гладко. Министерство юстиции отказало им в официальном статусе.

«В уставе общины указаны такие цели и задачи, как «распространение света макарон и тефтелей», а также указывается, что цель общины — «развивать критическое мышление и сатиру».

По закону о религиозных организациях, община — это юридическое объединение людей, исповедующих определенную религию. Под религией подразумевается вера во что-то возвышенное и святое. В этом случае основой всего существующего и основой Вселенной указывается продукт питания, поэтому Министерство юстиции постановило, что это не соответствует смыслу религиозной организации как таковой», — объясняет представитель ведомства Екатерина Мацука.

Изучением деятельности Пастафарианской общины Риги занялась и Полиция безопасности.

У спецслужб возникли сомнения в том, что данную организацию можно назвать религиозной.

Скорее пародийной. А это может задеть чувства других верующих. Основатель латйиского движения пастафариан Павел Веретенников в корне не согласен с этим допущением.

«А вот одна религия другую не обижает? «Вот у нас такой Бог, и мы считаем, что вашего Бога нет, а у нас — такой, и мы считаем, что вашего нет». Разве это не должно задевать чувства верующих?

Ну и опять-таки, у нас демократия, свобода слова. Я не прихожу на их религиозную церемонию, не обливаю себя бензином. Я в своем углу, делаю то, что мне нравится, они — в своем. Никто никому не мешает.

Опять-таки, наша первая заповедь предписывает ни к кому не лезть. Что может пойти не так?», — недоумевает Веретенников.

Мнение основателя латвийской пастафарианской церкви разделил и омбудсмен.

В его бюро тщательно исследовали вопрос и пришли к выводу, что многообразие религий никаким образом не может оскорбить чувства верующих. Кроме того там не уверены, что запрет Минюста не противоречит Сатверсме.

«В конституции сказано, что в Латвии у каждого есть право на мнение, убеждение и религию. Право верить и право не верить защищено конституцией», — объясняет представитель бюро правозащитника Рута Силиня.

Любопытно, что на защиту церкви макаронного монстра встали и сами теологи. По мнению магистранта факультета теологии латвийского университета Никиты Андреева, нет оснований для того, чтобы не считать пастафарианство религией.

«Суть религии не столько в реальном существовании каких-то сверхъестественных существ, сколько в каком-то смысле, которая она среди своих членов передает. Поэтому пастафарианство как социальная критика других религий или слишком серьезного отношения к каким-то догмам или правилам, имеет какой-то смысл и с такой точки зрения может называться религией», — убежден теолог.

Сам основатель латвийского движения пастафариан сдаваться не намерен.

Несмотря на то, что отсутствие официального статуса религиозного движения не запрещает ему свободно поклоняться своему макаронному монстру, для него это уже вопрос принципа.

«У нас как-будто бы произошла демократия, как будто бы мы обрели гражданские свободы, и, казалось бы, ничто не мешало бы нам тихонько исповедовать безобидную религию на совершенно законных основаниях. Но оказалось, нет. Оказалось, у людей есть мнение. Изначально идеи кому-то что-то показать не было — я просто хотел зарегистрировать движение. Но, возможно, в какой-то момент придется задуматься что уже действительно что-то работает не так, как я ожидал, и мои наивные детские мечты о демократии разобьются о суровую реальность», — сетует Веретенников.

Пастафарианская община Риги, она же Церковь Летающего Макаронного Монстра, подала иск в Административный суд против Регистра предприятий и Министерства юстиции, которые отказались вносить общину в регистр религиозных организаций.

Комментарии (11)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх