«Я патриот, но 9 мая надену георгиевскую ленточку» (56)

Латвийское радио 4
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: AP/Scanpix

Может ли патриот Латвии принимать участие в мероприятиях 9 мая у памятника в Пардаугаве в Риге, а 18 ноября гордо носить флаг латвийского государства? По мнению молодого спортсмена и начинающего предпринимателя Айнара Зайцева — может. О своем опыте он рассказал в рамках «Дебатов поколений» на Латвийском радио 4.

Как пояснил Зайцев, его дед воевал в Красной армии в годы Второй мировой войны. Это не дает ему оставаться равнодушным к дате 9 мая.

«Я патриот, но 9 мая я надену георгиевскую ленточку, возложу цветы и пойду домой. Я чту память деда! Да, я служил в Земессардзе, 18 ноября выхожу с латвийским флагом, но я не считаю, что я перестаю быть патриотом, если отдаю дань памяти своему деду 9 мая», — сказал Зайцев.

Часто, впрочем, отмечающие 9 мая латвийцы воспринимаются враждебно в латышскоязычной среде. Русскоязычные жители, со своей стороны, нередко возмущаются мероприятиями 16 марта.

Как примирить эти две группы общества между собой и заставить их смотреть на обе даты мягче?

По мнению теолога, лютеранского священника и председателя правления Латвийского института межкультурной коммуникации Павла Левушканса, в первую очередь общество должно консолидироваться на более «мирных» датах.

«Начнем с того, что георгиевская ленточка — это традиция относительно новая. Она все-таки связана с новой российской патриотической идеологией. При моей памяти, ее никогда не было (даже когда я жил в России). Она появилась в последние годы, уже при Путине.

Это новая российская идеология так называемого «Русского мира»; патриотическая, может, где-то даже шовинистическая. Поэтому давайте отделять георгиевскую ленточку от 9 мая.

9 мая — это, безусловно, огромный праздник для огромной части людей, для кого-то — это часть семейной истории. Но не для всех, наверное. Так же, как и 16 марта — далеко не для всех латышей это какая-то праздничная дата; это тоже часть истории, и истории во многом трагической.

Нужно смотреть больше на то, что наш объединяет. Мне очень понравилось, как архиепископ Янис Ванагс в прошлом году выступил с инициативой,

чтобы латыши на 11 ноября пригласили своих русскоязычных друзей к себе на ужин, просто пообщаться.

Он показал личный пример и сделал это. Я знаю, что для многих латвийцев такой датой может быть 11 ноября, 18 ноября — на них нужно больше концентрироваться.

Что касается дат спорных — у нас есть вековой опыт взаимного сосуществования, когда мы учились находить какие-то компромиссные интерпретации тех или иных разделяющих нас событий. Надо думать, как интерпретировать обе эти даты, чтобы они нас меньше разделяли.

Возможно, с какой-то большей толерантностью и с уважением к чувствам других людей проводить эти дни. Чтобы не ранить другого человека», — рассудил священник.

Патриотизм и лояльность: как эти слова понимают люди разных поколений в современной Латвии? Как отличить патриота от непатриота? Дискуссию на эту тему слушайте в подкасте выпуска программы. Гости студии: Павел Левушканс, Айнар Зайцев, а также предприниматель, зам.председателя Рижского общества предпринимателей Эдите Алксне и химик-фармацевт Вия Вовк.


Комментарии (56)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх