Профессор ЛУ: «Не надо ждать милости от государства и дядю, который сделает так, что все будет хорошо!»

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Edijs Pālens/LETA

«Если вы считаете, что в Латвии всё плохо, а наша система образования бесперспективна, уезжайте и прекратите брюзжать и поливать всех грязью. Мы все время ждем подарка от государства, того, что придет какой-то добрый дядя и сделает так, что все будет хорошо. Но милости от природы ждать нельзя», - считает учёный, профессор ЛУ Вячеслав Кащеев.

 
Фото: Edijs Pālens/LETA

«Дайте нам денег, а потом мы посмотрим, что с ними делать»!

- Примерно год назад в одном из интервью вы сказали: «Наука продолжит своё существование даже в это тяжелое с финансовой стороны время, потому что остается человеческая любознательность».

Поделитесь своими наблюдениями — не ослабла ли эта любознательность в эру мобильных телефонов и интернета, которые обеспечивают нас непрерывным потоком информации?

- Безусловно, всё это влияет на восприятие информации, однако любознательность остаётся несмотря ни на что. Глупо отрицать то, что нынешнее поколение молодых людей воспринимает информацию абсолютно иначе. Это бросает большой вызов системе высшего образования.

О том, как справиться с колоссальной доступностью информации, не знают ни школьники, ни их родители, ни учителя. Это свойство эпохи, в которой мы живём.



Но это дает и небывалые возможности очень быстро учиться тому, что тебе действительно нужно. Доступность онлайн-курсов, качественной информации позволяет добиться быстро очень высоких результатов.

- А как Вы можете прокомментировать «тяжелое с финансовой стороны время»? Действительно ли сейчас наука переживает кризис?

Путь учёного — это не ремесло, которому можно научиться. Ведь это не рабочий день у станка или просто смешивание чего-либо в пробирках. Если у тебя нет первичного драйва заниматься наукой вопреки всему, то и нечего туда вообще лезть! Первичная мотивация тех ученых, после которых остаётся какой-то след, работа вопреки внешним условиям.

Глупо отрицать, что государственное финансирование науки, т.е. деньги, которые выделяются из бюджета на научные исследования совершенно неадекватны количеству научных работников. Последние 10-15 лет мы работаем в режиме, когда наука поддерживается структурными фондами, которые в идеале должны открывать возможности, которых не было раньше, а не являться основным финансированием.

Еще одна системная проблема, которая меня очень удручает — постоянные жалобы и призывы, мол, давайте нам деньги. Это советское мышление: «Дайте нам денег, а потом мы посмотрим, что с ними делать»!



Многие, к сожалению, считают, что кто-то должен прийти и дать определенную сумму, чтобы у них была возможность заниматься тем, что им нравится.

Очень плохо, когда некоторые ученые с советским мышлением создают картину полной катастрофы — денег нет, молодые уезжают. Я понимаю, что человеку, который реализовал себя в советские годы, а сейчас находится не у дел, так и видно, но это подает абсолютно неправильный сигнал молодым людям.

Ведь именно сейчас современный мир с его информационными и политическими межсоединениями открывает перед нами совершенно небывалые возможности.
 
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Flickr / The Kingsway School

Важно иметь навыки, которые отличают тебя от компьютера

- С какими сложностями может столкнуться ученик вашего факультета? Какими навыками он должен обладать изначально?

- Латвийские ВУЗы адаптировались к тому среднему уровню знаний, который дает школа. Естественно, у абитуриента должны быть базовые знание и навыки в области естественных наук. Главное - умение организовать себя и работать самостоятельно, ведь в университете никто не говорит, что и когда делать, нет домашней работы, которую проверят на следующий день как в школе.

Основное преимущество образования в сфере точных наук — это база, которая позволяет адаптироваться под профессии будущего.
Очень неправильно думать, что если студент идет учиться на инженера связи, он всю жизнь будет конфигурировать рутер, а если на физика - он всю жизнь будет работать в научном институте.

Универсальность точного образования заключается в том, что оно позволяет научиться отделять главное от несущественного, а также находить творческое решение различным проблемам.

Я советую всем студентам понять одну простую вещь -

чем больше у тебя особенных навыков, которые отличают тебя от компьютера или от автомата, тем больше ты можешь быть спокоен за свою карьеру и за то, что сможешь найти место, где можно не только получать деньги, но и реализовать свой творческий потенциал.

- А где работают выпускники вашего факультета?

- Если говорить про факультет физики и математики, то у студентов и выпускников есть масса возможностей - у нас много международных партнеров, программ обмена.

После окончания бакалавриата или магистратуры многие уезжают за границу. Спустя время некоторые возвращаются, а те, кто остаются за рубежом, становятся нашими «контактами точками». Научные проекты реализовываются не только при поддержке европейских фондов, но и на общих европейских условиях в сильных группах, это идеальное место для развития научного таланта.

Основная масса наших студентов идет на технические позиции так или иначе связанные с ИТ или электроникой.

Недавний «бум» компаний быстрых кредитов «призвал на службу» многих наших выпускников.

Моделирование рисков, рынка, экономических процессов — это то, что требует фундаментальных знаний в математике, методах обработки данных, точное количественное мышление. У нас есть целое направление математиков-статистиков, которые работают в страховых компаниях, в банках. В данных отраслях есть определенные функции, с которыми не сможет справиться ни один экономист.

 
Фото: Evija Trifanova/LETA

Не стоит забывать и о естественном отборе

- То есть образование в данной сфере не означает, что выпускник сможет работать лишь в академической среде?

- Карьера лишь в академической среде - это очень грустный стереотип, во многом навеянный романтическим периодом 60-х 70-х годов. «Строятся атомные электростанции, ученые делают великие открытия, запускают ракеты в космос»...

Конечно, открытия совершаются и ракеты запускаются до сих пор, даже находясь в Латвии есть возможность принимать участие в самых настоящих космических проектах. Но структура общества и темп жизни не соответствует классической модели — я выбираю профессию, меня учат, и я становлюсь именно таким специалистом.

- Сколько студентов ежегодно поступают на ваш факультет?

- Каждый год к нам поступает около 50 математиков и 50 физиков.

- Могут ли абитуриенты рассчитывать на бюджетные места?

- Пока что да. Соотношение бюджетных и платных мест 50 на 50. «Пока» - это моя оптимистичная оценка о том, что к нам подтянется больше студентов и конкуренция будет больше.

- Но это никак не связано с сокращением бюджетных мест?

- Нет, государство понимает, что людям свойственно идти по пути наименьшего сопротивления. Дисбаланс тех специальностей, которые популярны, и тех, которые востребованы (а это как раз инженерно-технические специальности) определяет распределение бюджетных мест. Сокращение бюджета нам не грозит, но это не означает, что мы сидим на месте с мыслями «Никуда уж от нас это физика не денется!».

Ну и не стоит забывать о естественном отборе — некоторые студенты уже на первом курсе понимают, что этот путь не для них, и уходят. К концу средней школы ученик уже должен понимать, чем он хочет заниматься.

Предприниматели, с которыми мы тесно сотрудничаем, также говорят, что лучшие их сотрудники, это те, кто уже в средней школе знал, чего хочет от жизни.

Нужно понимать, что для обычного студента обычная программа даст необходимую базу, для выдающегося студента она может стать красной ковровой дорожкой в науку. В этом определенное преимущество небольшой страны и небольшого факультета — мы можем работать практически индивидуально, и к третьему курсу практически все студенты становятся лаборантами или практиканты в различных компаниях, получают практическую ориентацию. У лучших эта работа оплачивается.

 
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Flickr / Franck Michel

Если не нравится - уезжайте! Скатертью дорожка!

- Систему латвийского высшего образования в последнее время очень критикуют. Говорят, она бесперспективна и наши выпускники не конкурентоспособны на рынке труда. Мол, лучше уехать за границу...

- Так уезжайте! Если здесь все плохо — уезжайте и прекратите брюзжать и поливать всех грязью. Скатертью дорожка! Я сейчас утрирую, конечно.

Нельзя ждать милости от природы.

Мы все время ждем подарка от государства, что придет какой-то добрый дядя и сделает так, что все будет хорошо.

Вот пример из жизни: «Я отдам ребенка в школу, путь его научат». Потом у ученика двойки, он не успевает, ему ничего не интересно. И кто в этом виноват? Естественно, школа. Если не школа, то плохая система образования! «Дайте мне ВУЗ, в который я поступлю, меня всего такого замечательного научат, и у меня будет перспективная профессия», - к сожалению, так рассуждают многие.

Конечно, у нас есть проблемы, и о них обязательно нужно говорить. Но если ты что-то критикуешь, может быть у тебя самого есть какие-то предложения? Жизнь расставляет все на свои места, и если постоянно жаловаться и чего-то ожидать и требовать, то совершенно ничего не получится.

Совершенно печально, что такое лузерское настроение прививается молодым людям. У них есть энергия — ее нужно реализовывать.

Однако мир и общество меняется, и это делает меня оптимистом. Сейчас очень важно, чтобы то поколение, которое не нашло себя в коммерческом, дигитализированном мире, не передало это своим детям.

Жизнь — это не прогулка в саду. Не всё коту масленица, будет и великий пост. И очень важно, с каким отношением мы идем по тому пути, которое нам дает проведение. То, какие выборы мы делаем на каждом шагу и определяет результат.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх