Омбудсмен: отказ в услуге из-за сексуальной ориентации — дискриминация

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: AP/Scanpix

В латвийском сегменте социальных сетей разразился скандал фотографа, отказавшейся снимать пару нетрадиционной сексуальной ориентации. Фотограф объяснила отказ своей христианской убежденностью и традиционностью взглядов. Пока одни возмущаются поведением фотографа, другие убеждены в ее правоте. С точки зрения закона, впрочем, подобные действия поставщика услуги можно рассматривать как ущемление прав потребителя, сообщает программа Латвийского радио 4 «Домская площадь».

Две женщины обратились к фотографу с просьбой запечатлеть их. Фотограф в фотосессии отказала. Причем отказала именно из-за того, что пара представляет собой модель нетрадиционной семьи. На своем фейсбуке фотограф написала следующие слова:

«Да, я отказала. Очень вежливо. Хочу пояснить, что у меня нет никакой ненависти к людям, которые выбрали такой жизненный путь.

Но я православная христианка и утверждаю взгляд на традиционный мир и семью согласно с теми ценностями, которые выражает моя церковь и Священное писание.

Согласно им я стараюсь жить».

Имела ли фотограф право так поступить с точки зрения закона? Если коротко, то нет. Это предусматривает 91-ая статья Конституции Латвии. Здесь сказано, что права человека не должны быть подвергнуты дискриминации. В законе о защите прав потребителей сказано, что продавая товар или услугу, иное отношение к лицу недопустимо из-за его пола, расы, этнической принадлежности или инвалидности. Но с точки зрения общеевропейского законодательства этот случай попадает под факт дискриминации. В своем письменном ответе «Домской площади» бюро омбудсмена пишет следующее:

«Второй пункт 91-ой статьи Конституции не предусматривает каталог запрещенных критериев, так как законодатель оставляет место для их интерпретации. Вместе с этим, принимая во внимание международные акты, которым должна следовать и Латвия, можно сделать вывод, что сексуальная ориентация является одним из запрещенных критериев. Лица, которые принадлежат к другой сексуальной ориентации – это одна из исторически притесненных групп общества наравне с женщинами, представителями другой расы и людьми с инвалидностью. И только в последние несколько десятков лет, дискриминация по сексуальному признаку считается недопустимой».

То есть в данном конкретном случае дискриминация была, утверждает бюро омбудсмена.

В Европейской хартии по правам человека критериев дискриминации гораздо больше: раса и цвет кожи, национальность, этническая принадлежность, язык, происхождение, пол, возраст, инвалидность, генетические особенности, сексуальная ориентация, религиозные, политические и другие убеждения.

У фотографа, которая отказалась снимать пару, тоже есть право на убеждения. Как быть когда право не быть дискриминированным встречается с правом на религиозные убеждения? С этим вопросом радиостанция обратилась к юристу Кристине Дупате.

«Когда противостоят эти два основных права человека, европейский суд более склонен считать, что в отказе услуге нет оснований.

Религиозные убеждения не могут стать поводом для дискриминации»,

— пояснила Дупате.

Впрочем, иногда поставщик услуги действительно может отказать потребителю. Но, как говорит юрист, причины должны быть объективными. Например, причиной отказа в случае с фотосъемкой может считаться непрофессионализм в конкретной области (например, фотограф не специализируется на портретах) или нехватка времени. При этом, если одному клиенту было отказано из-за отсутствия времени, а для другого время все же нашлось, то это тоже может расцениваться как дискриминация.

Вместе с тем не у всех поставщиков есть право отказать в услуге клиенту. Например, хозяин квартиры не может отказать потенциальному квартиросъемщику. Правовые нормы юридического лица распространяются и на физическое. Владелец квартиры не может отказать человеку только потому, что тот ему не понравился.

Исключения могут составлять случаи, когда хозяин сдает комнату и сам продолжает жить в квартире.

«Например, если речь идет о том, чтобы сдавать комнату. Женщина имеет право хотеть, чтобы с ней по соседству жила тоже женщина»,

— отметила юрист.

Если клиент считает, что его право ущемили, он может подать в суд. Административное право не предусматривает наказание коммерсанта, кого-либо дискриминировавшего. Одно такое судебное разбирательство было в Великобритании. Владельцы гостевого дома запретили паре геев ночевать в двухместном номере. Верховный суд Объединенного королевства постановил, что у поставщиков услуг не было права дискриминировать своих клиентов по сексуальной ориентации.

К слову, Кристине Дупате отмечает, что доказать факт дискриминации очень сложно. Она добавляет, что лицу, которое дискриминировали, нужно указать факты, которые возможно свидетельствуют о дискриминации и тогда на ответчика ложится обязанность доказать, что дискриминации не было.

Фактом дискриминации может служить устное или письменное оскорбление.

Но даже невыраженное оскорбление может стать признаком дискриминации.

Например, предприниматель не поддерживает геев и поэтому его предприятие отказывается предоставлять им свои услуги. Эти высказывания коммерсанта могут служить фактом, который свидетельствует о возможной дискриминации. Обязанность предпринимателя в таком случае доказать, что отказ предоставлять услугу не связан с сексуальной ориентацией клиента.

Кстати, помимо дискриминации потребителя, то же самое относится и к случаям приема на работу. Если беременной женщине, которая устраивается на работу, кажется, что работодатель ей отказывает в трудоустройстве по причине ее положения, это свидетельствует о возможной дискриминации.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх