103-летняя жительница Марта: «жалко, что Латвию расторговали»

Латвийское радио 4
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Ieva Čīka / LETA

Она любит маринованную селедку в баночках и суп из кислой капусты. «Настоящая мужская еда», — шутит Марта Мелнгалве. Любительнице мужской еды через месяц исполнится 104 года, а выглядит она на все 100 – и в этом случае мы не про возраст. Наша героиня маленького роста, стройная и аккуратная.

Первый раз с Мартой Мелнгалве мы встретились год назад. Тогда она поразила меня тем, что, несмотря на свой почтенный возраст, не забывает думать о красоте.

«Педикюр сегодня пошла, сделала. Вот вымыла голову – завтра в парикмахерскую пойду».

На прошлой неделе, когда мы вновь увиделись с Мартой Мелнгалве, она призналась, что в парикмахерскую не ходит. Да и вообще пока с постели не встает — состояние слабое. Однако от интервью не отказалась, тем более, что ни проблем с речью, ни с памятью у нее нет.

«Это было в балвской области, в Латгалии, там я родилась в тринадцатом году».

1913-ый год… В этом же году родились Ричард Никсон, Вивьен Ли, Альбер Камю. Никогда из них уже нет в живых. Вообще, в списке родившихся в 1913 году знаменитых людей, даты смерти нет только напротив словенского писателя Бориса Пахора. Шутка ли: прожить 104 года.

«Ни братьев, ни сестер, ни детей у меня нет. Я одна».

Марта Мелнгалве считает, что во все времена есть как хорошее, так и плохое. На ее век с хвостиком выпало много всего: две мировых войны, потери в семье, о которых она не любит вспоминать. Болит сердце у нашей героини и за родину.

«Жалко, что Латвию расторговали. Так много миллионеров за такое короткое время. Как Латвия стала, так [появились] и миллионеры. У нас миллионеров не было. А были рабочие. Рабочие», — подчеркивает героиня.

Марта Мелнгалве сама всю жизнь работала. Сначала, еще будучи ребенком, была пастухом. Потом — прислугой. Переехав в Ригу, устроилась на знаменитую фабрику Somdaris:

«Такое богатство у нас было — все работали. Всем не надо было уезжать за границу».

Последние несколько лет Марта Мелнгалве живет в филиале государственного центра социального ухода «Югла». Здесь живут люди с инвалидностью по зрению. Глаза Марты Мелнгалве едва различают очертания предметов. В пансионате нашей героине очень нравится:

«Возможно, если бы не пансионат, меня давным-давно бы не было. За мной очень хорошо заботятся и помогают с самого первого дня. Я очень счастлива, что я здесь».

В пансионате Марту Мелнгалве навещают дети ее друзей и члены немецкого общества, где она состоит. Руководитель филиала «Югла» Весма Приедите называет свою постоялицу Мартиня и нередко черпает в ней вдохновение.

«Я всегда удивляюсь [ее] разуму, какие у нее мысли светлые. О будущем, настоящем, о нашем народе, чтобы каждый работал, каждый был честным. Я вообще очень-очень удивляюсь нашей Марте», — говорит Весма Приедите.

В этом году Марта Мелнгалве и ее ровесники были приглашены в Рундальский дворец. Там их, столетних жителей Латвии, чествовал президент Латвии Раймондс Вейонис с супругой. Накануне 99-го дня рождения государства

на правах старшей – Латвия на пять лет младше нашей героини – Марта Мелнгалве хочет пожелать стране и ее жителям:

«Чтобы было, как раньше. Чтобы все могли в Латвии работать и нужно было разъезжаться по заграницам. Почему? Латвия — рабочая страна».

Марта Мелнгалве считает, что любой в состоянии сделать Латвию лучше, надо только – далее цитата — «верить, надеяться, делать хорошее и стараться друг друга поддерживать».

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх