Режиссер документального фильма о трагедии в Золитуде: Историй там много и они ужасают

Латвийское радио 4
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Evija Trifanova/LETA

Сегодня, 21 ноября, в эфире Первого канала Латвийского телевидения состоится премьера документального фильма «Показательный процесс», посвященного Золитудской трагедии, случившейся ровно четыре года назад. Как создавался фильм, какие вопросы он ставит и что удалось выяснить, в интервью программе Латвийского радио 4 «Домская площадь» рассказал режиссер Рихард Гецис.

— Судебный процесс еще продолжается, история не завершена. Почему сейчас вам кажется необходимо выпустить подобный фильм?

— Мы говорим о событиях спустя четыре года. За создание фильма мы взялись два года назад и поняли, что хотим выпустить его пока длится судебное разбирательство.

— Почему это важно именно до того, как он окончен?

— Идея снять фильм родилась из наблюдений за тем, как процесс растягивается во времени и суд не способен разрешить конфликт в разумные сроки. Хотите пример: вспомните трагедию в Талси — суд длился 16 лет. Сколько мы будем ждать решения по делу о Золитудской трагедии?! Вот вам и ответ. Не двадцать же лет…

— А про что этот фильм? История про то, как мы в Латвии решаем такие проблемы?

— В принципе, да. Сразу хочу сказать, что в фильме мы не трогали тему криминальной ответственности. Мы не анализировали вопрос о том, кто должен нести криминальную ответственность или кто, в конце концов, виноват, плохо закрутил винты и прочее… Мы показываем, как происходит гражданский процесс и сосредоточили внимание на компенсациях — насколько в Латвии адекватна та сумма, которую выплачивают за утрату человеческой жизни.

— И что говорят родственники? Вы наверняка с ними общались.

— Мы общались с семьями пострадавших, но мало. Только для того, чтобы визуально оживить картинку событий сегодняшнего дня и была возможность делать какие-то выводы. Мы не говорим о сломанных судьбах – их немало, таких историй там много, они ужасают.

— Что бросилось Вам в глаза, когда Вы создавали этот фильм? Когда Вы начали заниматься этой историей, может быть, вы открыли что-то такое, чего раньше не замечали?

— Хороший вопрос. Наш фильм в большей степени поэтический. Нам, как создателям фильма, важнее было поговорить о тяжбе, так как я считаю, что это процесс столетия для латвийской судебной системы. Мы видим, как он буксует и оказывается в неразрешимой ситуации. Сейчас процесс фактически остановился. Просто заблудился в коридорах суда!

Мы хотели поговорить с вовлеченными людьми, с адвокатами обоих сторон. Меня интересует конфликт между адвокатами - один против другого. Но когда мы поняли, что фильм нуждается в осмыслении со стороны, то пригласили различных лидеров общественного мнения.

— И как этот конфликт между адвокатами видите для себя Вы?

— Надо сперва вспомнить о роли адвокатской профессии. Он как врач — делает свое дело. У каждой из сторон свои аргументы. И как мне кажется, они законны у обеих сторон - как со стороны господина Гобземса, так и со стороны Карклиньша, представлюящего Максима-Латвия. Не хочу делать суждений, так не компетентен говорить о том, как они строят свою защиту…

— Хорошо, по-другому. Любая история про суд — она, так или иначе, свзяна с одной из главных историй про суд, «Процессом» Кафки. Насколько очевиден Кафка в латвийском судебном процессе?

— Тут прямая связь! Огромная лапа латвийской бюрократии легла на этот процесс. Конечно, все хотят быть профессионалами. Никто не хочет допустить ошибки. Возможно, поэтому разбор этого дела и длится дольше, чем следовало бы. И все-таки давайте говорить о разумных сроках. Сейчас это не так. 15-16-20 лет — это за гранью разумного.

— Что для Вас эта трагедия, произошедшая в Золитуде четыре года назад?

— Для меня эта трагедия является днем, когда весь латвийский народ, включая меньшинства, живущие в Латвии, объединился. Трагедия сплотила даже тех людей, которые вечно живут на грани конфликта. Мне, как режиссеру, было интересно поговорить об обществе потребления. Рухнувший супермаркет является зеркалом общества потребления.

— В одном из интервью Вы сказали, что это «результат культа потребления». В каком виде Вы видите эту идею в основании этого события?

— «Быстрее, дешевле, по возможности без каких-либо границ…» Не знаю, можем ли мы говорить о капитализме, как о форме всего этого, но, безусловно, таково его отражение, его грани, которые требуют непрерывного развития, в том числе и погони за преумножением капитала. Ясно, что причины трагедии не являются только техническими – это результат деятельности многих сотен людей. И это в буквальном смысле отражается на том, как происходит процесс. Мы постоянно говорим о западном демократическом мышлении, но надо понимать, что ему сопутствуют подобные вещи. Я отказываюсь анализировать — кто, кому, зачем.

— Общество выбирает капитализм, но, тем не менее, по Вашим словам, капитализм может привести к «максиме».

— Думаю, что каждый человек индивидуален. У каждого должно быть собственное мышление. Каждый осознает границы того, как далеко он может зайти, и насколько подвержен внешнему влиянию. Это вопрос совести, в конце концов.

— Как Вам кажется, такое событие может снова произойти в Латвии?

— Конечно! Не приняты законы, да и не могут быть приняты. Я знаю и надеюсь, что сделаны многие выводы после случившегося. В том числе и строительстве, правда, этого аспекта мы не касаемся. Но я надеюсь, что соответствующие законы будут приняты и контроль будет усилен. В то же время ни один не может предвидеть или не допустить человеческой ошибки, не так ли?! Мы же не роботы. Мы живые люди… С человеческой точки зрения, мне кажется, что повторения такой трагедии вполне возможно.

— Вопрос, конечно, политически-философский, но, на Ваш взгляд с позиции режиссера, с позиции латвийца — что нужно сделать, чтобы это не повторилось?

— Я как раз хотел сказать, что это политический вопрос. Не случайно Сейм учредил Комиссию по расследованию - я надеюсь, что они пришли к каким-то выводам. Я еще не успел познакомиться с их отчетом. Не хочу никого обидеть, я уважаю людей, который пытаются сделать нашу страну лучше — а это один из способов улучшить страну. Они и должны делать выводы. Я бы не хотел сейчас делать никаких выводов.

Фильм «Показательный процесс» покажут сегодня в 22:00 в эфире ЛТВ1. Режиссер за эфиром пообещал, что в скором времени выйдет перевод на русский язык.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх