135 комментариев по 200 знаков — бывший интернет-тролль о нормах выработки и зарплате «на ферме» Кремля

TVNET
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Scanpix/Sputnik

На прошлой неделе бюро спецпрокурора США Роберта Миллера сообщило, что 13 гражданам России и трем юридическим лицам предъявлены обвинения в связи с предполагаемым вмешательством России в президентские выборы в США в 2016 году. Все обвиняемые связаны с «фабрикой троллей», занимающейся генерированием комментариев в интернете. Бывший сотрудник фермы, 43-летний Марат Миндияров в телефонном интервью «The Washington Post» описал свой опыт работы в отделе, отвечающем за комментарии на местных порталах.

Какой была ваша реакция, узнав о выдвинутых Миллером обвинениях?

Я поздравляю Америку с тем, что они чего-то добились — выдвинули обвинения, а не только написали об этом. Поздравляю Роберта Миллера.

Как вы попали на «фабрику троллей»?

Я работал там с ноября 2014 года по февраль 2015. Попал туда случайно — остался без работы, а это место было рядом с домом. Вскоре я понял, что хочу провести там ровно столько времени, чтобы получить зарплату и уйти.

Что происходило внутри?

Я сразу почувствовал себя героем книги Джорджа Оруэлла «1984». Это работа, на которой надо было писать, что черное — это белое, а белое — это черное. Первое впечатление было, что вранье и небылицы там движутся как по конвейеру. Объем был огромным. Там работало так много людей, примерно 300-400 человек, и все они писали абсолютное вранье. Казалось, я часть мира Оруэлла.

Какое вранье писали вы?

Моя работа ограничивалась написанием комментариев. Я работал в отделе комментирования — моя задача была комментировать новости. Никто не спрашивал моего мнения. Мнение уже было заранее написано, а я должен был выразить его своими словами.

Например?

Когда я там работал, были введены санкции и ценность рубля начала падать. Я же все писал наоборот: как прекрасна наша жизнь, как здорово, что рубль крепнет, и прочий абсурд. Что санкции сделают нас сильнее и так далее.

Где вы это писали?

Мы комментировали на Российский порталах. На различных, например, на LiveJournal и на всех новостных. Как только появлялась новость, создавались тролли с иллюзией поддержки.

Какой была рабочая среда — действительно, как на заводе?

У нас были смены по 12 часов, дневные и ночные. Было важно являться вовремя, с девяти утра до девяти вечера. Были определенные нормы выработки, например, 135 комментариев, каждый из них 200 знаков.

Каждый рабочий день я проводил в помещении с опущенными жалюзи и 20 компьютерами. На четырех этажах было несколько таких помещений. Это был как конвейер, все были заняты, все что-то писали, как будто ты на заводе, а не в творческом месте.

Как организовывался троллинг?

Выдавался список тем, о которых нужно писать. На каждую новость было по три тролля и мы делали шоу. Было важно походить на настоящих людей, а не троллей. Один писал что-нибудь плохое, другие отвечали «ты неправ», бросали ссылки и тому подобное. И в конце концов протестующий менял свое убеждение.

Как вы считаете, это работало?

Кто читает комментарии на порталах? Особенно, когда они настолько искусственные? У людей, работающих там, не было никаких литературных интересов или навыков. Это были механические тексты. Это была колоссальная работа мартышки, без смысла. По крайней мере не для русской аудитории. Но, похоже, с американцами это сработало. Они не привыкли к такому обману. Они живут в обществе, в котором принято отвечать за свои слова.

И я был удивлен, насколько все были уверены в своей безнаказанности, даже когда писали очень унизительные комментарии. Они были убеждены, что из-за анонимности в интернете их никто не найдет.

Сколько вам платили?

Примерно 40 000 рублей

(572 евро). Мы работали по 12 часов за смену — два дня работаешь, два отдыхаешь.

Вы знали, что ферма целилась и в США?

Мы не ходили в другие отделы, но знаю, что был отдел «Facebook». Это не было секретом. По сути у нас были одинаковые темы. Они фокусировались на американского читателя, а мы на русского.

Что вы о них узнали?

Я говорил на английском, и они спрашивали, хочу ли я перейти в отдел «Facebook»? Там платили в два раза больше. Я сказал, что попробую. Я провалился на проверке, потому что английский нужно знать идеально. У читателя не должно появиться ощущение, что ты иностранец. Языковые требования были очень высокими, они по сути искали переводчиков высшего уровня.

Какой была проверка?

Нужны было написать про вегетарианство или на похожую тему. А потом: «Что вы думаете о Хиллари Клинтон? Какие у нее шансы победить на выборах в США?» Об этом нужно было написать много. Главное было доказать, что можешь себя подать как американца. Я не прошел проверку, потому что английский должен был быть безукоризненным.

Какие люди работали в американском отделе?

Я видел их на перекурах. Это были молодые современные люди. Хипстеры в модной одежде, со стильными стрижками и современными гаджетами. Они были настолько модными, что было трудно поверить, что они занимаются чем-то таким.

Почему вы ушли?

По моральным соображениям. Мне было стыдно там работать.

Видя, что произошло во время кампании в США, по вашему мнению, они использовали те же тактики или стали умнее?

Их уровень несомненно вырос. Тогда все только зарождалось, а потом началось создание еще более сложной стратегии фейковых новостей.

Слышали ли вы о Евгении Пригожине, который стоял за деятельностью «фабрики троллей»?

Конечно, я о нем слышал. Думаю, это правда. Он известен как «главные повар» Кремля, но в этом огромном здании даже кафе не было!

Как вы думаете, какие последствия будут у этих обвинений в России?

Я думаю, фабрика останется и все останется, как раньше. Обвиняемым нечего бояться, пока они в России.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх