Национальная идентичность как объект искусства

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Русский TVNET

В Rīgas Mākslas Telpa до 18 марта проходит выставка «Происхождение. Ткань как концепция и материал латышской идентичности». Тема поиска корней и собственной уникальности, которой столь озабочен латышский народ, подается в ироничном ключе. Из нескольких десятков артефактов складывается портрет нации, способной посмеяться над собой.

Хоть в названии и упоминается слово «ткань», далеко не все экспонаты — образцы текстильного искусства. Материал стоит понимать в широком смысле: это набор неповторимых элементов, «корневых» идей, мифов, ритуалов, привычек, представлений, составляющих национальную идентичность. Набор, как показывает практика, изменчивый: под влиянием внешнего мира он постоянно мутирует, обрастая новыми красками и оттенками смыслов.

Фото: Русский TVNET

Суть национальной ментальности выражают не только экспонаты, но и забавные надписи на стенах в духе афоризмом житейской мудрости. «Латышская женщина не выйдет в соседний магазин, не подкрасив губы». «Латышу не нравится, когда у других дела лучше, чем у него». «Латыш — традиционалист с иновационными идеями». «За твердой скорлупой латыша кроется тонкая душа». «Латыш — трудовая пчела». Некоторые надписи перекликаются по смыслу с соседними артефактами.

Справедливость максимы «Латышская женщина способна законсервировать все, что угодно» иллюстрирует шеренга «солений и варений»: но в банках вместо ягод и овощей - обрезки тканей и вязаных вещей.

Над надписью «Латыш ждет, когда все разрешится само собой» гордо реет воздушный змей с портретом президента Вейониса. И этим тема политики исчерпывается.

Фото: Русский TVNET

Если, конечно, не считать политическим высказыванием огромную скульптуру темнокожей таутасмейты в латышском национальном костюме (работа Айгара Бикше Libau–Halifax–Libau). Ту самую, что возвышалась на месте памятника Ленину на бульваре Бривибас. Теперь она лежит на полу, не только сброшенная с пьедестала, но и вырванная оттуда с корнями, как потерпевшая жизненное крушение беженка.

Портрет другой таутасмейты размножен на нескольких деревянных брусках (работа Витольда Куцина «Родное дерево»), из которых можно сложить целую арт-поленницу. Свидетельство ли это соборности латышского народа, или, наоборот, его разобщенности — понимай как хочешь.

Фото: Русский TVNET

Любопытный взгляд на национальный колорит предлагает художница-модельер Анна Айзсалниеце: раньше она шила вечерние платья из мужских рубашек, найденных в секондхэндах, теперь создает из старых вещей стилизованные народные костюмы, запечатлевая в них красавиц на фото.

Немало работ посвящено национальной символике, в частности, флагу Латвии. Например, в цветах национального флага выдержаны костюмы мальчиков-хористов из школы им. Мединя - героев многофигурной композиции Лиги Кемпе «Мальчишеская песня». Впрочем, взгляд притягивают не столько костюмы, сколько забавные лица воспитанников — они похожи друг на друга, но каждому художница постаралась придать особое выражение.

Работа Дианы Янушоне «Начало» затрагивает актуальную для Латвии проблему сокращения рождаемости. Черно-белые панно воспроизводят ультросонографические снимки с изображениями плода, находящегося в утробе матери.

Впрочем, дальше робких попыток социальной критики художественная мысль не заходит. Как и не поднимается до радикальных жестов политического акционизма

Фото: Русский TVNET

Художница Байба Вайваде в своей работе «Залайканные ценности» размышляет о том, как меняется традиционная культура в эпоху глобализма: вязаным варежкам с национальными узорами придает форму лайков из соцсетей. Остроумной репликой на ту же тему становится «Одеяло» Роланда Бриедиса — коллаж из пластиковых упаковок для продуктов, на котором проступает национальный орнамент.

Орнаментализм — любимая форма самовыражения латвийских художников. Народными узорами украшены животы беременных, запечатленные на фотографиях. Лига Саксе выкладывает узор из подсвеченных и зетемненных ломтей ржаного хлеба (работа «Скатерть силы»). А Элина Вейланде-Апине расшивает огромное панно «Терпение» крестиком, напоминая не только о терпеливой натуре латышей, но и об увлечении наших мам и бабушек рукоделием.

Фото: Русский TVNET

Еще один источник вдохновения - изменчивая латвийская природа. Айя Баумане показывает пейзаж после наводнения: ее валуны, покрытые водорослями, похожи на маленькие стога сена. Барбара Абеле знакомит нас с окрасками коров, которые обитают в Латвии. Даже доспехи латыша — это вам не тяжелая сбруя, а изысканное переплетение трав, вырезанных из металла.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх