Есть ли у Латвии светлое будущее? (6)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: ЧАС

Один социолог как-то сказал, что Латвия - страна психозов. Если у части потребителей оптимизм растет, то и все население укрепляется в убеждении, что дальше будет только лучше. Если какой-то вид деятельности приносит прибыль, то все начинают заниматься именно этим. Например, брать кредиты и строить жилье. Но вот западные банки перекрыли денежный кран, и закрученная до предела пружина стала стремительно раскручиваться в обратную сторону.

Квартиры и дома падают в цене, покупательная способность стремительно снижается (деньги уходят не на покупку товаров и услуг, а на выплату кредитов), и как следствие все больше и больше фирм оказываются на грани закрытия. Оптимизм тоже падает, и вот уже многие говорят, что Латвия потенциальный банкрот и в будущем станет только хуже. А если отбросить лишние эмоции и спросить у опытных предпринимателей, что они думают о перспективах? У налогоплательщиков, которые в любой стране должны иметь право голоса? Сегодня «Час» начинает новую рубрику, в которой ответы на вопрос, вынесенный в заголовок, будут давать предприниматели. Будем ли мы когда-нибудь жить лучше, чем сегодня? И если да, то за счет чего? Есть ли у Латвии хоть какая-то объективная возможность возродить экономику?

Если не превратимся в резервацию стариков и пассивных неудачников

Рафаил Дейфт, председатель правления холдинга Dominante Capital:

- Латвия - страна эмоциональной экономики. Ожидания покупателей во время спада и ожидания продавцов во время роста превышают реальные возможности рынка, потому и процессы производства не имеют необходимой стабильности. При этом государство просто не исполняет своих функций по стабилизации экономики, например, в годы процветания активно конкурирует с бизнесом посредством мегапроектов и бессмысленных закупок, а в кризис немедленно их прекращает. Глупо растратив деньги в период процветания, поднимает налоги в кризис и при этом не имеет возможности их собрать.

В борьбе за голоса немногочисленных избирателей и желанные кресла политики и чиновники подарили соседям даже географию: отданы потенциальные морские месторождения нефти; проиграна борьба за силовой электрический кабель; просто по разгильдяйству и ради рапорта в Брюссель отдан транзит пищевых продуктов; из-за ошибок политики нефтяная труба - сухая; по свистку из иностранного посольства «убит» транзитный банковский бизнес; из-за истерии при дележке дармовых денег загублена промышленность.

Сегодня принимаются решения, способствующие переносу транзитного центра авиаперевозок в аэропорт Вильнюса. Возьмем, например, проект трассы Via Baltica - часть магистрали Афины - Хельсинки. Латвия строит в первую очередь трассу Рига - Салацгрива, тем самым повышая конкурентоспособность эстонских перевозчиков и экспортеров, а отрезок Рига - Бауска до сих пор находится в состоянии, достойном разве что прошлого века. В то же время поляки больше озабочены трассой Варшава - Москва и отнюдь не спешат ремонтировать трассу Варшава - Вильнюс.

Все это привело к тому, что отток активного населения доходит, по некоторым оценкам, до 20 тысяч человек в месяц. Во времена «процветания» государство, банки и страховые компании забрали у реального производства все квалифицированные кадры, а строители - всю доступную рабочую силу. В результате наиболее квалифицированные и активные жители Латвии, не покинувшие ее, были задействованы в процессе распределения чужих денег, а не в процессе созидания. Теперь латвийские безработные могут приходить в супермаркеты, построенные на месте заводов, чтобы смотреть там на мясо.

Будет ли лучше? Несомненно, будет. В том случае, если Латвия не потеряет активное население и не превратится в резервацию стариков и пассивных неудачников. Кризис освобождает рынок от неквалифицированных игроков, заставляет находить эффективные решения для увеличения продаж, искать новые ниши и рынки. Сегодня бизнесу доступны квалифицированные кадры и мотивированная рабочая сила. Работники сегодня трудятся не только в перерывах между собеседованиями у конкурентов. Чиновники сегодня не могут зарабатывать на дележке денежных потоков и уже поворачиваются лицом к бизнесу.

Думаю, что до апреля нам еще предстоит пережить парад банкротств предприятий, экстремальный рост безработицы, невыплаты зарплат бюджетникам, взрыв уличной преступности, но после этого экономика должна начать оживать. При этом не надо мечтать о том, что будет «как раньше» - разгульная пьянка кончилась, придется пережить похмелье и тяжело и много работать.

Вот только жить в эту пору прекрасную....

Вадим Марков, президент риэлторской компании NIRA Fonds:

- Уже почти два года как закончился период «великой халявы», во время которого сложилась и успешно функционировала «бизнес-модель» нашего государства. С одной стороны - национальная олигархия, делающая «бизнес» на государстве и фактически формирующая часто сменяющиеся правительства, с другой - мелкий, средний самостоятельный бизнес, никакого интереса к государству не испытывающий.

Уникальность нашей страны заключается в том, что перетасовка политических партий в различных комбинациях, позволяющих формировать правительства, происходила при полном отсутствии конкуренции в экономических программах этих партий. При полном отсутствии вообще каких-либо экономических программ. Все решалось на уровне слишком простых лозунгов, увы, достаточных для нетребовательного избирателя (типа «даешь ЕС и НАТО», «русские идут» и т. п.).

Наполняемость бюджета за счет вала инвестиций, кредитов мировых финансовых институций позволяла не напрягаться в формировании экономической политики страны. Вместо нее отшлифовывалась технология «зарабатывания» на бюджете для структур, формирующих правящие коалиции. Поэтому мы имели в правительствах различных модификаций не крепких профессионалов с экономическим мышлением и навыками организаторов, а исполнительных бухгалтеров, послушно «отпиливающих» или «прилепливающих».

Бурный рост кредитного рынка и рынка недвижимости, основанный прежде всего на элементарных спекуляциях, вал инвестиций, привлекательные налоговые условия позволяли мелкому и среднему бизнесу также без особого напряга и огляда на государство вполне неплохо развиваться. Поэтому у нас сегодня абсолютно аполитичная бизнес-среда, не имеющая никакого желания участвовать в играх «в государство».

Халява закончилась. Но почему так болезненно происходит крах нашей «экономики», почему не виден свет в конце туннеля даже тогда, когда другие страны начинают выбираться из кризиса?

Удивительно, но рост национального самосознания у граждан Латвии в начале девяностых совершенно не привел к росту и воспитанию патриотизма. Кризис обнажил ситуацию, когда правящая элита поступала абсолютно непатриотично по отношению к своему отечеству. Она даже не пыталась защитить ключевую банковскую отрасль от внешнего давления международных конкурентов, не пыталась проводить самостоятельную финансовую и экономическую политику, отвечающую интересам Латвии, а не других стран или организаций. Невероятно, но даже такая бесспорно выгоднейшая для Латвии отрасль, как транзит, находится в полууничтоженном состоянии.

Умение выделить главное, приоритетное и создать для развития самые выгодные условия - это же очевидно задача первейшей необходимости. Но в Латвии этого не происходит. Для латвийского правительства формирование налоговой политики, способной стимулировать развитие экономики, - это как заставить первоклассника решать задачи высшей математики с двойными производными. Все в лучшем случае сводится к бухгалтерским «отнимем», «прибавим».

Почему? Очень часто по совершенно простой причине. В правящей коалиции может не быть представителей, кровно заинтересованных, например, в развитии транзита. А создать возможность развиваться структурам «со стороны» - это уж совсем «не по-нашему». Пусть лучше все вместе будем загибаться. Лучше глупо, за тридцать сребреников, критиканствовать по поводу чужих мегапроектов, таких, например, как газопровод из России в Германию, якобы загрязняющий окружающую среду.

Сможет ли Латвия возродиться? Когда это может произойти? Ответ достаточно прост, но почему-то хочется дать его в форме вопроса: сможет ли в Латвии сформироваться правящая элита, которая захочет отказаться от элементарной варки на бюджете в пользу патриотичной политики государства? Вот только жить в эту пору прекрасную...

Комментарии (6)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх