Победа Трампа: готовьтесь заплатить по счету, он скоро придет (32)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: AFP/SCANPIX

Листаю газеты, сигаю с портала на портал, и просто диву даюсь: с чего, собственно, такой повальный шок по обе стороны Атлантики? Никто не был готов? Неужто? И, вволю отхохотав над администрацией Франсуа Олланда, прилежно заготовившей - со всей французской куртуазией - поздравление мадам новому президенту США, задаюсь вопросом: а почему никто не был готов? Не удосужились, что ли, заметить, что за бравый новый мир вот уж год как не то что стучится в наши двери - просто их выламывает? Или никто не слышал треска? Не видел щепок?!

Значит так, дорогие читатели. Раз уж теперь с одной стороны имеем господина Путина, а с другой - мистера Трампа, фиговый листик политкорректности самым естественным образом отпадает за ненадобностью. Освобождённый от этого бремени, я поведаю вам вот что. Шок был уместен (и, например, лично мною пережит) год назад, когда в центре Европы, в образцовой польской демократии средь бела дня к власти прорвались неандертальцы из PiS. А через полгода с небольшим среди другого бела дня британский люд заявил о своём нежелании оставаться в ЕС. Это чтобы никто не говорил, что не предупреждали.

Предупреждали ещё как. Уже за несколько месяцев до обрушения Польши в Каменный век, с лёгкой руки политолога Ивана Крастева термин «бунт против элит» замелькал в аналитике и публицистике. Обозначал он резко поднявшуюся повсеместно мутную волну народного спроса на антисистемное политиканство.

Из истории нам известно, что когда массы, пресытясь своим пряником, дорываются до радикального участия в политических процессах, ничего хорошего ждать не следует. Массам в том числе. Хотя до них доходит только потом - когда, надкусив, обнаруживают, что новый пряник оказался горше прежнего. Исход американских выборов, так шокировавший мировую прогрессивную общественность, был убедительно отрепетирован в двух наиболее похожих на США странах Европы. Похожих, кроме прочего, и ярко выраженным социальным неравенством, и высокой степенью забыдления.

Неужели никто из вменяемых политиков того скуксившегося многомиллионного «быдл-класса» не замечал? Тем более, что ежедневно замечать его вовсе не требуется - нужно лишь уметь в ответственный момент сделать правильный жест. Пообещать пряник послаще. И дополучить необходимое число голосов. Однако убеждённый в собственном превосходстве либерально-демократический мэйнстрим упёрто гнушается подобными авантюрами как не вписывающимися в его моральный кодекс. В теории, имеет на то нравственное право. Но на практике сдаёт одну позицию за другой.

А вот учуявшие стойкую конъюнктуру на бунты трампы совсем даже не гнушаются. И, как видим, выигрывают. Не только в Америке.

Кому-то ещё неясно?

Ясно и другое: привычный нам миропорядок рухнул. Никогда за всю историю главою правительства самой влиятельной державы мира не оказывался человек, который бы:

1. Не имел никакого опыта политической деятельности;

2. Не представлял также интересов какого-либо определённого бизнес-лобби;

3. Был встречен нескрываемо враждебно политическим мэйнстримом (включая именитых коллег по собственной партии), а также всеми ведущими СМИ;

4. Не мог похвастаться ни образованием, ни хотя бы сносным воспитанием.

Имеем, в общем, причудливую версию истории успеха одинокого героя-челлеждера в стиле American dream с большевицким рефреном «кто был ничем, тот станет всем».

В каких категориях прикажете судить и рядить о таком явлении? Годится ли тут вообще наша терминологическая палитра с разными там изоляционистами-атлантистами-путинистами-либералами и прочими? Понимая, что имеем дело с ярко выраженной антисистемой, мы, однако, продолжаем применять привычный «системный» инструментарий. Поскольку иным не обладаем. И рецепта излечения от опухоли антиситемного популизма, грозящего глобальной катастрофой, тоже пока не открыли.

На горизонте же - очередные возможные точки поражения: Италия (референдум 4 декабря; провал приведёт к падению правительства Ренци) и Австрия (повторные президентские выборы по требованию Конституционного суда, усмотревшего ошибки в процедуре апрельского голосования). Национал-популистская Партия свободы (FPOe) уже тогда была на волосок от победы; круглая рожа её кандидата Хофера продолжает который месяц галантерейно лыбиться с каждой афишной тумбы в австрийской провинции.

Рожу, конечно, можно игнорировать, но творящегося в мире игнорировать как-то не удаётся, - вот и понимаешь, что на сей раз спасти Италию сможет лишь чудо. И чем ближе 4 декабря, тем чаще даже в чисто музыкальные радиоканалы Италии вклиниваются назойливые мантры: «Скажи референдуму Нет!», «Проголосуй на референдуме «нет», и так далее - хоть не включай того радио вовсе.

Высоколобая же пресса Европы углубилась в анализ ошибок либеральной демократии. Этим уже год заняты ушедшие в оппозицию вменяемые медиа Польши. Теперь к ним присоединятся и американские коллеги. Похвально, конечно, да не сильно помогает: массы этих изданий всё равно не читают. Донести же простыми словами до народных ушей нехитрую истину о том, что в бунте, к которому маленького человека на все лады подстрекают, выиграет никак не он, а совсем другие дяди, - пока не удалось никому.

Никто до сих пор не смог доходчиво растолковать, что бунт против политического истэблишмента в современном демократическом государстве - самый бессмысленный из всех народных бунтов.

И если кто-то надеется, что, избавившись от одной элиты, не получит взамен другую, то фатально ошибается.

Грезить о народовластии без элит никому не возбраняется, вот только увидеть такое можно лишь во сне. И верх наивности полагать, что до так называемого народа какой-либо власти вообще есть дело. Ответ на уровне ликбеза: нет, и никогда не было! Особо недоверчивым и непонятливым стоит бегло ознакомиться с историей человечества.

Из неё же можно почерпнуть, что более мягкого компромисса между народом и властью, чем выработанный либеральной демократией, не предлагал никакой иной порядок. Цена была заплачена немалая. Но многие ли сегодня о ней помнят?

О том, что народ вообще существует, любая власть вспоминает лишь в моменты массовых беспорядков, войн, стихийных бедствий и предвыборных кампаний. Управление же государством, международная и внутренняя политика всегда были, суть и будут делом исключительно элит - пока свет не завалится. Даже если прежняя элита изгнана, истреблена или отказывается сотрудничать с взявшим(и) власть, - тут же возникает новая. Пусть наспех, пусть ниоткуда, пусть некомпетентная, тщеславная, вороватая, - неважно. Какая есть. Уж не обессудьте, если что не так, как вы, граждане, желали. Но не вы ли нас избрали?

Так жуйте же свой пряник, и будьте счастливы.

Главная же печаль в том, что элиты, дорвавшаиеся в первом поколении, всегда оказываются в разы высокомернее тех, что свои позиции унаследовали.

Нужно быть непроходимо глупым, чтобы уверовать, что не только сверхбогатый, но и скроенный по лекалам «дикого» капитализма Дональд Трамп вдруг станет верным и заботливым другом американского «синего воротничка». Сейчас. Со всех ног спешит.

До кого-нибудь в ошалевшей от радости толпе вообще доходило, что обогатился-то её избранник никак не вопреки, а именно благодаря той (прогнившей, якобы) системе, реформировать которую он клятвенно пообещал своему незадачливому электорату?

Но даже если и не сбудутся красочные предвыборные посулы - скажем, за стену вдоль мексиканской границы придётся платить всё-таки американцам, - и что с того? Народ ведь грабли просто обожает, жить без них не может. Сколько на них ни наступай - всякий раз, как впервые. Память у масс короткая. А с причинно-следственными связями и вовсе беда.

Лично я надеялся, что хорошим уроком безмозглым станет Brexit. Оттого даже ему радовался. Примерчик-то - ярче некуда. Да и сюжет продолжает развиваться. «Уходя, уходи!» - который месяц слышит Лондон от Брюсселя, Берлина и Парижа, однако британские высшие судебные инстанции не склонны считать референдум правомочным.

В результате парламент в длительном замешательстве, мадам премьер мечется по евросаммитам, где на неё уже косо поглядывают, и старается что-то выторговать, а целое Соединённое Королевство застряло с занесённой ногой в дверном проходе - ни туда, ни сюда. В проходе же (но отнюдь не дверном) застряли британские элиты, и точно там же находятся массы, которым ужас как не терпелось всю эту кашу заварить. Вот и хлебают теперь все хором. Куда уж нагляднее и доходчивее!

Но нет: оказывается, учиться на чужих ошибках - это для совсем уж умных.

«Друзья простого народа» любят обвинять либеральную демократию в презрительной недооценке маленького человека. Правда же состоит как раз в обратном: она его переоценила! Проект либерально-демократического миропорядка исходил прежде всего из высокой степени ответственности всех и каждого. Ныне же, сняв розовые очки политкорректности, мы отчётливо видим, что критическая масса электората даже во «флаговых» странах западной цивилизации поразительно инфантильна и безответственна.

Но именно от этой массы безвестных маленьких людей, живущих не в мегаполисах на американских побережьях и не в больших европейских столицах, зависит хрупкое равновесие на планете.

Именно от них - провинциалов и недоучек, легковерных и эгоистичных, беспамятных и безмозглых

. И недооценивать их, и переоценивать - одинаково опасно. С ними нужно уметь работать. И уж всяко ни на секунду не оставлять их без присмотра. Как детей малых.

По федеральным законам любой американец, оставивший ребёнка без надзора, должен быть готовым заплатить штраф. Боюсь, однако, что масштаб случившегося недосмотра слишком уж глобален, и на сей раз платить придётся не одним американцам. Счёт не замедлит прийти.

Вы готовы?

Комментарии (32)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх