«Война санкций»: репортаж из Санкт-Петербурга

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reuters/ScanPix

Так получилось, что Латвия уже участвует в войне. В войне санкций. Да, решения принимает Евросоюз, но расплачивается за них в прямом смысле латвийский бизнес. Мощный удар по нему нанесло российское эмбарго на продовольствие из ЕС. Сами же россияне без импортной, в том числе латвийской, еды пока не страдают, рассказывает Служба новостей телеканала ТВ5.

Нелда Мате живет в Петербурге. Руководит местным латышским обществом. Говорит, самое заметное сейчас - рост цен на продукты: «В таком магазине, называемом «народным», куда пенсионеры, у которых маленький доход, маленькие пенсии, едут закупаться, на прошлой неделе килограмм гречки стоил 18,80 рублей (0,31 евро), а сегодня – уже 48,90 рублей (0,80 евро). А вы знаете, что русские очень любят гречку».

Война санкций в самом разгаре. После аннексии Крыма Европа ввела их против отдельных российских политиков и предприятий. Ответ России был ассиметричным - запрет на ввоз большинства продуктов питания из ЕС, США и других стран Запада. Но, оказывается, без импортной еды патриотично настроенные россияне могут обойтись. Согласно опросам, эмбарго поддерживают 84% населения.

При этом 80% убеждены, что такой запрет принесёт пользу России - начинает развиваться местное производство.

Санкции Запада, слабеющий рубль, растущие до небес цены в магазинах, по мнению большинства россиян, – это не повод менять отношение к власти. Наоборот, на волне патриотической эйфории после событий на Украине рейтинг президента Путина зашкаливает.

Похоже, россияне из собственного кармана готовы платить за идею, что страна поднимается с колен

. По данным «Левада-центра», действия нынешнего президента поддерживают 85% жителей страны. Для сравнения: президента Латвии Андриса Берзиньша – поддерживают всего 44% латвийцев.

«Я вообще непривередливая в пище. Люблю капустку, картошечку, маслице, сальце, курочку, а это все наше. У меня сад, фрукты свои. Подорожало все немножко, но все равно мы считаем, что мы правильно поступаем», - поясняет ТВ5 работница Эрмитажа Татьяна. «Первое, что бросается в глаза – это цены на сыр, а если говорить о мясной продукции, колбасной – то рост цен не так уж и заметен. Цены выросли, но думаю, что не на все», - говорит приезжий из Тюменской области Александр.

Больнее всего санкции России ударили по европейским производителям. В прошлом году экспорт товаров, которые теперь попали под запрет, составлял более пяти миллиардов евро. Это около половины всего экспорта пищевой и сельхопродукции ЕС в Россию. Причем, в пятерке наиболее пострадавших от эмбарго стран Латвия - на третьем месте. Самой уязвимой у нас оказалась молочная отрасль. «Экспорт нашей продукции в Россию составлял в среднем где-то 30% от нашей выручки», - уточняет глава Рижского молочного комбината Нормунд Станевич.

По его словам, подсчитывать убытки пока рано. Производители стараются оптимизировать расходы. Снижают цены, чтобы привлечь местного потребителя, ищут новые рынки сбыта. «Во второй неделе декабря к нам приезжают аудиторы из Китая, которые будут проводить аудит нашего предприятия для того, чтобы в следующем году мы смогли начать экспорт продукции, мороженого, крем-сыров и сухого порошка в Китай», - говорит Станевич.

На Китай делают ставку и в Агентстве инвестиций и развития. «Крайне сложно вытеснить тех, кто хочет вытеснить нас, т.е. конкуренция ужесточилась. Явное исключение – это китайский рынок, потому что именно в Китае работы непочатый край. Там и спрос, и привычки еды, добавляются новые требования по качеству и по вкусовым свойствам продуктов. В Китае действительно очень большие возможности», - отмечает глава Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс.

На поиск новых рынков государство выделило 4 миллиона евро. Как потратить их максимально эффективно, решают сами предприниматели. При этом большинство уверены: полностью прекращать бизнес-отношения с Россией неразумно. Так же считают и иностранцы, работающие в самой России. Йохан Вандеплаетсе – вице-президент российского отделения американской компании Emerson и президент Российско-бельгийского бизнес-клуба: «Я достаточно давно работаю в России. Пережил и 91 год, и 98-й, и 2008-й. И каждый раз были компании, которые говорили – это конец, ничего хорошего в России не будет, мы уходим. Я считаю, что это самая большая ошибка, которую любая компания сегодня может совершить.

Россия каждый раз очень быстро возрождается.

Наоборот, сегодня время, когда надо усиливать свое присутствие в России. В первую очередь, если это возможно, инвестировать в местное производство».

Но доверия к России все меньше. Поэтому даже компании, которых санкции не коснулись, пытаются подстраховаться. Например, латвийский производитель рыбных консервов Piejūra сократил почти 100%-й экспорт в Россию до 50%. Начали продавать свою продукцию в 20 новых стран. «Новую стратегию мы разработали еще в середине 2013-го года. Это сотрудничество со странами, не входящими в Таможенный союз. Тогда еще не было никаких санкций со стороны Россиии, но мы уже догадывались, что они могут быть. Потому решили снизить риск. Сейчас экспорт в Россиию сократили не за счет сокращения объемов, а наоборот. Стали производить больше и примерно столько же, сколько продаем в Россиию, продаем и в другие страны», - поясняет маркетинговый директор компании Piejūra Марис Дауде.

Предусмотрительность весьма кстати. Ничего пока не свидетельствует о том, что в войне санкций может быть объявлено перемирие. Наоборот. Канцлер Германии Ангела Меркель на днях заявила, что с учетом происходящего на Украине новые санкции против России – необходимы и неизбежны.

Видео смотрите здесь

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Наверх