Будущее мировой экономики: эксперты о трендах 2015 года

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reuters/ScanPix

Несмотря на геополитические кризисы и эпидемии рост мировой экономики в 2015 году прогнозируется на уровне трех процентов. Оценки и прогнозы экспертов - в материале DW.

В 2015 году зона евро, видимо, вновь окажется трудным ребенком для мировой экономики. Аналитики предсказывают ей довольно слабый экономический рост. «Мы ожидаем, что экономика зоны евро в 2015 году вырастет на 0,8 процента», - прогнозирует главный экономист DZ Bank Штефан Бильмайер (Stefan Bielmeier).

Будущее мировой экономики: эксперты о трендах 2015 года

И это при том, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) пытается смягчить негативные тенденции. В то время как экономика в кризисных странах постепенно встает на ноги, неудачу на этот раз терпят именно крупные страны зоны евро. «По-настоящему сильный экономический спад происходит в Италии, - констатирует аналитик Рейнско-Вестфальского института экономических исследований (RWI) в Эссене Роланд Дёрн (Roland Döhrn). - Структурные реформы там простаивают уже много лет». Французские власти, напротив, решали проблемы за счет наращивания расходов. Правда, теперь страна практически исчерпала свои лимиты, подчеркнул Дёрн в интервью DW.

Еврозона нуждается в структурных реформах

От слабой конъюнктуры соседей по зоне евро страдает и Германия. Согласно прогнозу бундесбанка, рост немецкой экономики в 2015 году составит лишь 1 процент. В том, что от страны, всегда считавшейся мотором роста всей зоны евро, не ожидают большего, виноваты и чиновники, считает эксперт. Вместо того, чтобы проводить структурные реформы, они постоянно заняты перераспределением социальных благ, критикует Дёрн.

В качестве примера он приводит изменения в пенсионном законодательстве, которые подрывают с таким трудом найденный компромисс, предполагающий поэтапное увеличение пенсионного возраста до 67 лет. Речь идет о поправках, позволяющих отдельным категориям граждан уходить на пенсию в 63 года. «Расходы ложатся на предприятия и их сотрудников, которые делают отчисления в пенсионный фонд. Это увеличивает нагрузку на компании и снижает покупательную способность потребителей», - резюмирует Дёрн.

Другими словами, такие якобы благие дела не стимулируют экономический рост. Аналогичный пример - переход на альтернативные источники энергии, ведущий к росту цен на электричество. «Переход на альтернативные источники энергии - цель, вне всяких сомнений, стоящая. Но ее достижение связано с большими расходами. В условиях международной конкуренции это сдерживающий фактор», - говорит экономист Штефан Бильмайер из DZ Bank.

Новый виток индустриализации

В то время как экономика в Германии замедляется, США, напротив, демонстрируют небывалый рост. Бум в области добычи газа и нефти методом фрекинга серьезно снизил затраты на электроэнергию и топливные материалы, что, в свою очередь, повлекло за собой начало новой эры американской индустриализации. «Многие компании снова переносят производство из Азии в США, так как это вновь стало рентабельным», - объясняет Бильмайер. По оценкам банка, экономика США в ближайшие годы будет расти в среднем на три процента в год.

Второй по величине экономике мира - Китаю - банк прогнозирует увеличение ВВП на чуть больше семи процентов. Для китайцев, которые уже успели привыкнуть к небывалым темпам роста, это стало бы самым низким показателем с 1990 года. Однако такой уровень вполне соответствует планам правительства в Пекине - ведь сейчас они стремятся создать более стабильную и справедливую экономическую систему.

Рост, до сих пор обусловленный, в первую очередь, объемами кредитования и товарного экспорта, должен быть уравновешен увеличением внутреннего потребления. Благодаря огромным валютным резервам, Китай в состоянии справиться с подобными трудностями, убежден Бильмайер. «Это очень мощный стабилизирующий фактор. Если где-то возникнет проблема, валютные резервы дадут возможность быстро ее устранить. Таким образом, сложности (в каком-либо отдельном секторе. - Ред.) не будут представлять угрозы для экономики страны в целом», - уверен экономист.

Растущие рынки зависят от цен на сырье

В то время как китайский дракон замедляет свою поступь, индийский слон начинает триумфальное шествие. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) полагает, что рост экономики второй по численности страны мира составит 6,6 процента. Однако эксперт Роланд Дёрн оценивает ситуацию более скептично: «Не следует спешить с выводами, чтобы понять, насколько оправдана предварительная похвала в адрес нового правительства. В конце концов, Индия - наглядный пример страны с большими структурными проблемами».

По мнению Дёрна, это относится и к двум другим «тяжеловесам» Латинской Америки - Бразилии и Аргентине. Бразилия испытывает проблемы из-за недостаточно развитой инфраструктуры, а Аргентина - в силу сложной и запутанной ситуации с реструктуризацией госдолга. «Латинская Америка все еще находится в положении, когда экономика во многих странах региона очень сильно завязана на добыче природных ископаемых и таким образом существенно зависит от динамики цен на сырьевых рынках», - подчеркивает Дёрн.

А так как цены на сырье в настоящее время, скорее, снижаются, то Латинская Америка может и в будущем году остаться «континентом разочарования». В отношении Венесуэлы даже поговаривают о возможном дефолте, если цены на нефть останутся на уровне 70 долларов за баррель или даже упадут еще ниже. Падение цен на нефть также пробьет ощутимую брешь в бюджетах таких стран, как Нигерия и Россия. И поскольку экономика России дополнительно обременена западными санкциями, избежать рецессии в 2015 году не удастся, прогнозирует Штефан Бильмайер.

Страдания одних - выгода для других. Для стран-импортеров нефти низкая цена на черное золото подобна программе стимулирования экономики. «Падение стоимости нефти, это, если хотите, этакое глобальное перераспределение доходов, и для стран вроде Германии означает, в итоге, рост реальных доходов», - резюмирует Дёрн.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Наверх