Кто и как контролирует медиков Латвии (2)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: RIA Novosti/Scanpix

Отчеты Инспекции здравоохранения (Veselības inspekcija) о проверках медицинских учреждений публикуются на ее домашней страничке www.vi.gov.lv с определенной периодичностью. Но что стоит за сухими цифрами возвращенных в бюджет денег? Это корреспондент «МК-Латвии» выяснял у директора департамента по надзору за договорами и услугами здравоохранения Айвара Чивчша.

Прежде всего, Айвар Чивчш подчеркнул, что инспекция занимается проверками не только качества медицинских услуг, но и денежными вопросами. Что касается качества лечения, то оно контролируется как в государственных, так и в частных медицинских учреждениях. Но, кроме того, инспекция следит за расходом денежных средств в тех больницах, поликлиниках и врачебных практиках, которые заключили договор с Минздравом на предоставление оплаченных государством услуг. И нередко выясняется, что не только деньги из государственного бюджета уплывают «не туда», но и пациентские взносы с больных взимают незаконно.

– В Латвии насчитывается 4500 медицинских учреждений, – говорит Айвар Чивчш, – из них у 2500 есть договор с государством. Мой департамент следит за тем, как соблюдаются эти договоры и как выполняются правила Кабинета министров. По итогам проверок за первые шесть месяцев 2013 года мы определили, что

неправомерно из государственного бюджета было выплачено более 81 тысячи латов.

Эти деньги уже возвращены обратно в бюджет. В прошлом 2012 году мы вернули 143 тысячи латов.

– Значит ли это, что врачи занимаются приписками? Или они в запарке просто неправильно оформляют отчеты?

– Конечно, бывают технические ошибки. Каждая медицинская манипуляция, которую вам сделали, имеет свой цифровой код. Доктор заполняет специальный талон и отдает его своему помощнику или какой-то фирме, которые вводят данные в систему. Случается, что те при этом указывают не тот код.

– То есть злого умысла не было, просто ошибка?

– Ну… думается, что не было. Если есть подозрение, что не ту манипуляцию указали умышленно, то это надо доказать.

Но это только один вид нарушений.

Второй вид, когда медики по-своему интерпретируют правила КМ и условия договора, который они заключили с государством. Например, в этом году очень много денег мы потребовали вернуть обратно за артроскопию. Артроскоп, это разновидность эндоскопа, который вводится в сустав через микроразрез, чтобы видеть, что там происходит. В другой микроразрез вводятся хирургические инструменты, и сразу же делается операция на суставе. Доктора же в отчете эту манипуляцию делят на несколько частей. Как будто сделал маленький надрезик, посмотрел артроскопом, как будто вытащил его. Потом снова сделал разрез, опять поставил артроскоп, провел операцию и зашил разрез.

– Понятно, госбюджет оплачивает манипуляцию дважды. Однако пациент при этом не страдает, он же платит пациентский взнос один раз.

– Да. Но и пациентов обманывают тоже. Например, человек находится на лечении в больнице. А в нашей базе данных показывается, что он был где-то на консультации у амбулаторного специалиста (то есть в поликлинике). В принципе (и это пациентам надо знать), если человек находится в больнице, то все услуги, которые ему необходимы, больница должна ему обеспечить. Если человек лечит желудок и ему в этой связи надо пройти окулиста или невропатолога, то все это ему должны сделать в больнице.

– А что, бывают случаи, когда из больницы посылают на обследования куда-то еще?

– Бывают случаи, что, например, в больнице нет компьютерного томографа. И говорят человеку: «Милый пациент, езжай из Резекне в Ригу и сделай сам компьютерную томографию». Он едет и платит за эту томографию.

– Но если в резекненской больнице нет этого томографа?

– Доктор должен дозвониться до того медицинского учреждения, где есть томограф, и человеку все обследования проведут как пациенту больницы. Стационару государство уже заплатило за то, что этому пациенту сделают все манипуляции, которые ему нужны. И никаких дополнительных манипуляций не должно показываться в амбулаторной сфере, когда пациент лежит в больнице.

– Какие нарушения вы обнаруживаете в амбулаторном лечении?

– Это третий вид, который у меня значится как «приписки». Тут тоже есть две разновидности. Одни приписки, которые доктор как будто ошибочно написал. А другие уже явно злонамеренные. Хотя и это мы тоже должны доказать.

– Не приведете ли конкретный пример?

– Ну, решайте сами – доктор намеренно приписал или он ошибся. Пациент семейного врача (ребенок) уже 4 года живет в Австралии. И доктор два года подряд периодически записывает на его имя какие-то манипуляции. Вплоть до того, что зашивает кожу на ноге после падения с велосипеда. Когда мы это обнаружили, доктор говорит: «Да, я как будто помню, что он был у меня».

– Так может ребенок летом сюда приезжал?

– Нет, мы проверяли.

– Как вы узнали об этом случае?

– Как только появляется информация о каких-то проблемках в лечебных учреждениях, мы ее сразу берем на карандаш. В газете что-то написали, люди нам пожаловались – все берется на заметку. Люди очень хорошо следят за своими данными на портале www.latvija.lv. Именно так семья, живущая в Австралии, обнаружила, что их ребенка, который с ними находится все время там, в Латвии якобы лечат.

– По большому счету, в этом случае жители ничего не теряют…

– У пациентов проблемы появляются, когда лечебное учреждение начинает интерпретировать, что является платной услугой, а что государственной. Во всех медицинских учреждениях на виду должна быть информация о том, что оплачивает государство, а что – пациент. Житель Латвии платит пациентский взнос и при всех операциях 30 латов в виде софинансирования. Если начинают говорить, что вам надо еще купить это, заплатить за то, тогда надо спросить: «Зачем это нужно? Где у вас прейскурант?» На все ПЛАТНЫЕ услуги должен быть прейскурант, чтобы человек конкретно знал, сколько и за что он обязан заплатить.

– Где должен быть это прейскурант, на стене возле регистратуры висеть?

– У кабинета семейного врача, там, где указано время работы, должны быть цены на оказываемые им платные услуги, такие, как например, медицинская комиссия для автоводителей, прививка от клещевого энцефалита и тому подобное. У остальных специалистов прейскурант может быть внутри, но на виду.

Полностью материал читайте в свежем номере «МК-Латвия»

Комментарии (2)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх