Ульяна Семенова - гордость, символ латвийского спорта. В кабинете женщины, которая подняла латвийский баскетбол до невероятных высот, очень мало медалей и кубков. Все они хранятся дома, этим наградам нет числа. Но каждую из них она помнит, гордится ими, а сегодня просто помогает людям.
Ульяна Семенова: счастливая «Ласточка» из ТТТ
- Вы, легенда мирового баскетбола, являетесь председателем Латвийского олимпийского социального фонда. Чем он занимается?
- Задача нашего фонда — оказывать помощь известным латвийским ветеранам спорта. Деньги фонд получает из государственного бюджета, а потом средства распределяются между спортсменами. Сумма ежемемесячного пособия зависит от спортивных достижений того или иного человека. Всего мы помогаем 129 спортсменам и тренерам. Знаете, мне вообще очень нравится помогать людям...
- Безусловно, Вы занимаетесь благородным делом. Но не было ли у Вас желания после окончания такой яркой спортивной карьеры перейти на тренерскую работу?
- Ну, не знаю. Возможно, мне больше по душе административная работа, на которой я могу помогать людям. Поэтому, когда был создан этот фонд, я без колебаний согласилась его возглавить. Ведь очень многие известные в прошлом спортсмены сегодня живут, мягко говоря, не богато. Но мы помогаем не только тем, кто нуждается в помощи. Ушедший из спорта человек может быть вполне обеспеченным, но если он добивался больших успехов и достиг определенного возраста (женщины — 55 лет, мужчины - 60), то фонд все-равно выплачивает ему пособие. То есть, например, Хелмут Балдерис, когда ему исполнится 60 лет, тоже будет получать пособие, ведь он это заслужил. Кроме оказания финансовой и материальной помощи мы еще проводим различные праздники, вечера встречи ветеранов. Видели бы вы, как они радуются, когда встречаются вместе!
- Вы сказали, что Вам нравится помогать людям. Может, это объясняется и тем, что Вы выросли в семье староверов?
- Моя мама прожила 84 года. Она была очень верующим человеком, на все праздники обязательно ходила в церковь. Никогда, ни одного человека она за свою жизнь не обидела, всегда всех защищала. Возможно, частичку своей души, своего сердца она передала и мне. Кстати, я тоже крещеная, старовер. Семья у нас была большая, четверо детей. Отец работал в совхозе, получал мало. Помню, в детстве я всегда старалась помогать маме. Братья, те нет. Ну, если отец заставит, тогда они что-то делали...
Люди идут ко мне со всякими проблемами и я, как и моя мама, всем хочу помочь.
Часто, это бывает очень трудно сделать, но я не жалуюсь: коль взвалила на себя этот груз, то надо его с честью нести.
- ...Вы стали знаменитой на всю планету спортсменкой. А с чего все началось?
- В советское время было много спортивных секций и кружков. Я училась в средней школе в Медуми, это в Латгалии. В 13 лет мой рост был уже 188 сантиметров, узнала, что объявляется набор в баскетбольную школу, вот так и пришла в баскетбол. Но я занималась и другими видами спорта — лыжами, ручным мячом, прыжками в высоту, выступала за школьную команду. Мне вообще спорт нравился.
Помню, как-то весной нужно было сажать картошку и как раз в этот день были какие-то соревнования. Как я плакала, что не могу поехать. Тогда один из братьев сжалился надо мной и сказал родителям: «Пусть она едет, я за нее все сделаю». И хотя до школы нужно было идти пять километров,
с какой радостью я побежала на те соревнования.
Кстати, моя сестра, Татьяна, тоже была спортсменкой, выступала за сборную Латвии в лыжных гонках и гребле. Один из братьев увлекался музыкой, и в школе, и потом в техникуме играл в оркестре.
- Когда Вы играли за сборную СССР по баскетболу у Вас было прозвище «Ласточка»...
- Ну, может быть, потому, что из-за моего роста мяч высоко летал... Тогда у многих в команде были прозвища. Это делалось еще и для того, чтобы во время игры, при роизыгрыше комбинации не называть игроков по имени, ведь тогда соперник сразу поймет, кому последует передача мяча и станет прикрывать.
- У Вас столько медалей и титулов, что их все невозможно перечислить. Вы двукратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка Европы, в составе ТТТ — пятнадцатикратная чемпионка СССР. Вы награждены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом Дружбы, латвийским Орденом Трех звезд....
- Да еще, 13 раз была обладательницей Кубка Европы, четыре раза вместе с ТТТ выигрывала Спартакиаду народов СССР. На этих Спартакиадах вообще нелегко играть. Ведь, например, команду России собирали из лучших баскетболисток 4-5 клубов. Сборная же Латвии — это была та же ТТТ.
- А какая награда для Вас самая главная, самая дорогая, самая выстраданная?
- Для каждого спортсмена самой важной является победа на Олимпиаде. Наверное, самой дорогой является золотая медаль на Олимпиаде в Монреале в 1976 году, потому что до этого женский баскетбол не входил в олимпийскую программу. Если мы играли на предыдущих Олимпиадах, наверное, этих титулов было бы больше. Также обидно, что в 1984 году не поехали на летние олимпийские игры в Лос-Анджелес, когда СССР объявил бойкот этим играм. А мы так старательно готовились. Ведь тогда женская сборная США по баскетболу как раз начала набирать силу и было бы интересно с ними сразиться. Перед этим же у команды СССР конкурентов и не было, у всех соперников выигрывали с разницей 15-20 очков. Но, конечно, часто нам мешали судьи.
Это как и сейчас, например, в хоккейных матчах рижского «Динамо».
Вспоминаю финал Чемпионата мира 1984 года в Сан-Пулу.. Мы выиграли у США и плакали от счастья. Ведь против нас играли 5 баскетболисток и еще два судьи. Перед концовкой матча у нас у каждой уже было 3-4 персональных замечания, судья свистел, как говорится, безбожно. Хорошо, что местная публика нас поддерживала и болела против США за СССР.
Буквально за несколько секунд до финального свистка нам все-таки удалось забросить победный мяч и мы выиграли с разницей в одно очко. Так что, бы потом плакали от счастья, а американки от досады. Но если бы честно судили, мы бы выиграли у них легко.
- Не секрет, что Вас приглашали играть в разные зарубежные клубы. Понятно, что в советское время Вы не могли принять такие приглашения, но потом-то такая возможность уже была. Вы не хотели уехать за границу?
- Нет, никогда.
Я счастлива, что живу на своей родине, в своей Латвии.
Сейчас молодые спортсмены смотрят на жизнь иначе, у них больше возможностей и они ищут, где можно побольше заработать. Я закончила спортивную карьеру еще в советское время. Да, потом была возможность работать тренером за границей. Предложения поступали из Европы, США, даже Африки. Ну, не знаю... У меня же не было опыта, да и вообще, я не хотела куда-то уезжать. Тем более, мама была больная, ее нельзя было оставлять.
Может, меня не тянет за границу, потому, что я и так объездила весь мир, все видела. Когда были длительные соревнования за границей, я не могла дождаться того дня, когда снова вернусь в Латвию. Здесь меня все знают, все помнят, на улице незнакомы люди подходят, до сих пор благодарят, желают здоровья, успехов. Это же так приятно!
...Когда в гости иногда приезжают родственники, а потом они разъезжаются, мне становится так грустно. Да, сейчас тяжелые времена, но выжить можно. Так что на жизнь я не жалуюсь.
- Ваш рабочий день... Он начинается с...
- Ну, все как у всех. Встаю в семь часов, потому что в девять нужно быть на работе. За мной приезжает машина, поскольку после операции у меня проблемы с ногами. На завтрак, например, сегодня пожарила себе омлет из двух яиц, съела шоколадный сырок, выпила чашку кофе. Все, наверное, думают, что я много ем. Нет, я ем довольно мало. Обедаю, чаще всего, в офисе — бутерброды, чай. В кафе не хожу. Если что-то нужно, даю коллегам деньги и прошу купить мне салат или еще что-нибудь. Домой приезжаю около шести, на ужин часто ем суп. Без супа я вообще не могу.
Вот на прошедшие выходные сварила себе целую кастрюлю, чтобы хватило на несколько дней.
Иногда сварю картошку, добавлю маринованных огурчиков или селедку. Вот не очень люблю молочные продукты, а кефир вообще не переношу...
- Но потом наступает вечер...
- Вечером часто смотрю телевизор, особенно спортивные соревнования и, конечно же, баскетбол. Очень болею за наше рижское «Динамо». Иногда даже нет времени поесть — скорее включаю какую-нибудь спортивную передачу. А так, кроме спорта, чаще смотрю российские телеканалы. Да и дома же тоже нужно что-то поделать, - прибраться, вытереть пыль, пропылесосить, помыть пол, постирать. Так что вечер проходит быстро и где-то около 11 вечера я уже иду спать.
- А вам не скучно дома одной. Не думали завести кошку или собаку? Все веселее было бы.
- Ну, так-то можно было бы. Но бывает, что уезжаю на 2-3 дня куда-нибудь. Я же буду переживать, как там мой «зверь» один. Я и сейчас-то редко куда выхожу, а так вообще буду привязана к своей квартире. Я люблю животных. Может, позже и возьму кого-нибудь, но не сейчас.
- Вы, как женщина, следите за веяниями моды, читаете какие-то журналы на эту тему?
- Раньше я чаще выходила в общество, конечно, интересовалась, что сейчас модно, заказывала себе одежду в ателье. Нашито столько, что полный шкаф. Сейчас я уже редко куда-то выхожу, но все равно иногда загляну в журнал, поконсультируюсь со своей швеей, тогда решаюсь на обновку.
Ведь любой женщине хочется хорошо выглядеть.
- Недавно страна отмечала дни баррикад. Вы помните те события?
- Конечно. Я и сама ходила на баррикады. Ночью варили чай, готовили теплую пищу, потом несли это к зданию Кабинета министров, чтобы покормить защитников баррикад.
Помню, как раз в то время приехали делать обо мне сюжет для российской телепередачи «До и после полуночи». Я пригласила журналистов пройтись по Старой Риге. Мы пошли, а тогда в Москве были проблемы с сигаретами. Увидев тележурналистов, люди стали предлагать им и сигареты, и горячий чай. Они так удивились: «Как хорошо вы тут живете!». Я им сказала тогда: «Ну теперь вы видите, что
мы тут все едины, - и русские и латыши, и все у нас совсем не так, как показывают у вас в Москве».
- Вы сказали, что смотрите по телевизору баскетбол. Если сравнивать то, как играли в Ваше время и сейчас...
- Ну, что вы! Сейчас такие скорости на площадке, я бы не могла успеть за игроками. С другой стороны, мы больше делали упор на тактику, играли «головой».
Сегодня стало меньше комбинационной игры, добежал до трехочковой зоны и сразу кидает мяч. Ну подожди ты немного, подумай, разыграй комбинацию!
- Вы, с Вашим талантом могли бы сейчас жить припеваючи...
- Да, я могла бы быть миллионершой. Но я довольна своей жизнью, тем, чего удалось достичь и тем, что делаю сейчас.
... Помню, мы приезжали в Америку и на 20 дней нам давали 40 долларов. Ой, как мы были счастливы! Из «тряпок» ничего не покупала. Я могла купить пару журналов мод и две пластинки с моей любимой музыкой. Я и сейчас их храню. Это и «Beatles», и «Boney M», и «Eruption», и «Smokie», ой и не упомню всех...
Пускай я не нажила миллионы, но я богата тем, что знаю и что видела и
моя душа полна воспоминаниями, делами и надеждами.
Я забочусь о наших ветеранах, встречаюсь со школьниками... Скажите, разве это не счастье?