В начале этого года госконтроль провел ревизию в государственном донорском центре. Было обнаружено, что предприятие «Балтийский терапевтический сервис» (БТС), которому Центр продавал излишек плазмы в обмен на изготовленные из нее препараты, покупал сырье по очень низким ценам. Сегодня депутаты комиссии Сейма выслушивали оправдания представителей Минздрава и донорского центра.
Препараты, которые изготавливаются из плазмы, нельзя создать химическим путем. Их применяют в основном при очень тяжелых заболеваниях. По утверждениям специалистов донорского центра, они поставляли БТС плазму по так называемым льготным ценам, чтобы получить от них соответственно и препараты по такой же невысокой стоимости. Но, это, как оказалось, противоречит правилам Кабинета Министров.
«Сегодня нас просили пересмотреть цены и продавать плазму по так называемой учетной цене. Но
она будет в 2-3 раза больше.
Я говорила с эстонцами – у них учетная цена одна, а продажная другая. Им правительство разрешило отпускать плазму по продажной цене», - отметила директор государственного донорского центра Ита Немцова.
В министерстве здравоохранения вынуждены согласиться с требованиями госконтроля.
«Услуги госцентра были предоставлены по заниженным ценам для одного предприятия. Это сейчас прекращено. И дальше мы должны сделать так, чтобы запрашиваемая цена была одинакова для всех», - указал госсекретарь Минздрава Ринальд Муциниекс.
На европейском рынке есть несколько предприятий, готовых закупать плазму и затем поставлять сделанные из нее медикаменты. Но они, в отличии от БТС, принимают плазму из разных государств. Поэтому никто не берется гарантировать, что там существует такой же строгий лабораторный контроль крови на разные инфекции, такие как ВИЧ и гепатит. Однако, у службы госконтроля есть на этот счет свои аргументы. Проверяющие настаивают – необоснованные льготы по закупке плазмы для предприятия БТС надо срочно прекратить. К тому же в последнее время изменился его статус.
«БТС превратился только в посредника.
Он теперь получает плазму от центра и переправляет другому предприятию – в Венгрию», - указала госконтролёр Элита Круминя.
Раньше все делалось на месте в Латвии, и само предприятие на 51 процент принадлежало государству. Теперь, после приватизации – это частный бизнес. И льготы для него необоснованы.
Подробнее смотри на видео.