Политолог: изоляция русскоязычных от власти — главная ошибка (63)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Многолетняя изоляция русскоязычных от власти является одной из главных ошибок латвийской политической культуры, убежден политолог Ивар Иябс. Интеграцию общества, по его мнению, можно проводить только через участие.

Вхождение «Центра согласия» в следующее правительство — пусть даже с последующим провалом и потерей рейтинга — должен стать первым шагом в этом процессе.

Докторант Латвийского университета, ведущий исследователь кафедры политологии последние полгода провел в США — занимался научной деятельностью. Возвращение из цитадели демократии в латвийскую реальность, как признает сам Иябс, проходит спокойно, но интересно.

Не худший премьер Урбанович

— На что обратили внимание по приезде?

— Тут, конечно, произошли определенные перемены в вопросе переформации политических сил. Честно скажу: четыре года назад мне было бы трудно представить, что г-н Риекстиньш и г-жа Загоровская, которых я обоих очень уважаю, будут баллотироваться в Сейм в одном списке.

— Представление о Латвии как о национальном государстве за последний год себя изжило?

— Если понимать под «национальным» моноэтническое государство, где всем управляют латыши, то, конечно, здесь есть изменения. Но все-таки такая модель всегда была больше юридической фикцией. Что касается западной политики в отношении с Россией, тут действительно многое изменилось. Не в том смысле, как это преподносят праворадикальные политики, говоря, что Обама продал своих партнеров. Нет! Но нынешнее руководство США, НАТО и в какой-то мере Евросоюза не готово смотреть на Латвию и на Восточныю Европу, как на каких-то своих подопечных.

— То есть увеличение российских инвестиций в латвийской экономике не вызовет тревоги в Белом доме?

— В нынешней ситуации Латвии нужны любые инвестиции. Мы просто должны четко определить их формы. Россия и русские со своими капиталом были в Латвии давным-давно, но почему-то никто, включая Минфин и Минэкономики, не знает, сколько и чего принадлежит российскому бизнесу. Проблема сейчас в поиске политического решения — как, оставаясь открытым экономическим пространством, удерживать ценности, на которых построено это государство.

— Пока политики конкретных идей тут не предлагают. Только привычные запугивания.

— В том-то и дело. Нам не хватает зрелости. Никто не говорит, что мы должны продать страну странному капиталу с Востока, но при этом мы должны решать свои экономические проблемы. Если мы уже 20 лет считаем себя демократическим самостоятельным государством, то, видимо, должны уметь отвечать сами за себя, а не смотреть, как нами управляют из Брюсселя или Вашингтона.

— А чувствительные вопросы неграждан и статуса русского языка могут быть подняты в общем контексте перезагрузки отношений? Вы видите готовность латвийских политиков здесь что-то менять?

— Большинство латвийских — что автоматически означает латышских — политиков не готовы к этому. И представители такой русскоязычной силы, как «Центр согласия», прекрасно это понимают. Они не говорят, мол, давайте поголовно всем дадим гражданство и сделаем русский язык вторым официальным. Они хотят быть включенными в правящую коалицию и понимают, что консенсуса по вопросу гражданства и языка сейчас нет.

Национальная карта всегда хорошо используется, чтобы отвлечь внимание жителей от социальных и экономических проблем. Если же говорить об интеграции общества, то, на мой взгляд, она может произойти только на фундаменте участия. Многолетняя политика, при которой русскоязычные никаким образом не были представлены в исполнительной власти, была очень большим недостатком. Ничего страшного не произойдет, если «Центр согласия» будет включен в новое правительство. Это надо сделать хотя бы для того, чтобы снять с русскоязычных политиков образ жертвы. Меня серьезно смущает риторика «ЦС» в отношении внешней политики. Но я не думаю, что Урбанович стал бы самым худшим премьером из всех, что были у нас.

Комментарии (63)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх