/nginx/o/2018/07/16/10225474t1h7264.jpg)
...его стоило бы придумать, уверен глава рыбоперерабатывающего предприятия
Предприниматель Игорь Крупник - президент фирмы «Колумбия», предприятия Лиепайской свободной экономической зоны, которое кормит рыбной продукцией весь мир.
Игорь Олегович - человек неординарный. Москвич, получивший специальность инженера-механика в 80-е годы в Рижском высшем военно-инженерном училище. В неполные 30 лет защитил кандидатскую диссертацию по кибернетике, даже преподавал в Военно-воздушной академии им. Н.Жуковского. В 31 год ушел в свободное плавание - выбрал дело в рыбоперерабатывающей отрасли. За пять лет под его руководством из рыбоконсервного завода-банкрота выросло предприятие, которое знают в Европе, Азии и в Америке. Сегодня оно производит не 12, как прежде, а 170 видов консервов. Товарооборот вырос вдвое, заметно увеличился экспорт.
- Как в нынешних условиях трудятся лиепайские рыбообработчики?
- Мы работаем достаточно устойчиво. Отправляем свою продукцию почти в 30 стран. Крупнейший потребитель - Россия, туда идет 60% экспорта и самый широкий ассортимент - 130 наименований консервов. Недавно отправили продукцию в Англию, в гостях были у нас итальянцы и испанцы. Есть заказы небольшие, но мы, как говорится, не брезгуем ничем. Намечается поездка вместе с президентом Латвии в Таджикистан - думаем, и там найдем потребителей нашей продукции.
-Значит, вас кризис особо не коснулся?
-Конечно, коснулся. Потребление продуктов упало во всем мире. Сейчас мы работаем не в две смены, а в одну или в полторы. Работаем на заказ. Конечно, пришлось сократить количество работающих, в основном за счет людей пенсионного возраста. Объем производства в денежном выражении за полгода упал незначительно по сравнению с прошлым годом - порядка 10%. Если же брать объемы производства в условных банках, то здесь падение на 30 процентов. Мы просто перешли на другой ассортимент. Сейчас очень трудно конкурировать на мировом рынке. Надо максимально учитывать запросы потребителей. Мы идем к продукции европейского уровня, что делает наши консервы дорогостоящими. А сегодня спрос на дорогие продукты падает. Более того, мы работаем с рынками стран, которые девальвировали свою валюту. Пришлось и нам снизить цены за счет своей прибыли и сокращения зарплат работающих - это вынужденное решение. Сейчас нужно выживать.
- А вы видите в этом кризисе что-то позитивное?
-Безусловно. Прежде всего все сейчас поняли, что надо просто хорошо работать. А то мы расслабились всей страной. Если бы мировой кризис не случился, его надо было придумать. Он все равно произошел бы в Латвии. С вступлением в Евросоюз здесь началось повальное потребительство. Я бы сказал даже, что Евросоюз развратил наше население. И процесс усугублялся с каждым годом. Мы получили то, что получили. Сейчас время новых возможностей. Время показать, чего каждый стоит. Кризис заставил «западников» по-другому посмотреть на производства Восточной Европы. Мы увидели, что на Западе не все «в шоколаде» и что у нас не все так плохо. Латвии надо только грамотно этим кризисом распорядиться.
- Как?
- Нас все время призывают экономить. Но экономить, не зарабатывая, нельзя. Прежде всего от правительства нужна стратегия развития государства. Нужно определить приоритетные отрасли и об этом сказать народу. Понятно, что помочь сегодня государство всем не может. Тогда дайте льготы для тех, кто вошел в число приоритетов.
- А вы, как предприниматель, что бы выделили в приоритеты?
- У нас есть лес, значит, надо не кругляком торговать, а развивать глубокую деревообработку. Бесспорно, следует активнее развивать сельское хозяйство, скажем, животноводческую отрасль. Важно то, что мы - морская страна. Значит, надо брать все что можно от моря.
Но это мое видение. А стратегию должно определить правительство. И сделать это в кратчайшие сроки. Надо дать людям позитивную энергетику. Дать стимул. Пришло время оценивать людей не по графе национальности, а по их деловым качествам. Надо консолидировать общество. А всем нам надо намного лучше работать.
- Значит, кризис - это хороший шанс?
- Безусловно, и будет обидно, если Латвия его упустит. Кризисы, к сожалению, бывают редко. Этот кризис для нас удачный. Мы стали мыслить по-другому. Мы повернулись в сторону экономики, в сторону производителей. И так должно быть! Правда, в нашем городе я поверю, что власти намерены поддерживать производственников, когда к нашему заводу станет ходить городской автобус. Пусть не каждый рейс, но к началу и к концу смены городской транспорт должен быть у проходной. Пишем заявки уже несколько лет, но автобус и ныне там.