/nginx/o/2018/08/14/11209959t1hd7cf.jpg)
Без помощи турагентств проехав вдоль и поперек практически всю Камбоджу, страну в юго-восточной Азии, прославившуюся на весь мир зверствами Пол Пота и его «красных кхмеров» и еще совсем недавно оторванную от остальной цивилизации, в Ригу вернулась группа товарищей –
руководитель латвийского филиала компании Siemens Enterprise Communications Тарас Попов, системный администратор Latvijas Krājbanka Эрнест Даукшта, инженер-конструктор фирмы SAF-tehnika Владимир Жук, начальник отдела юридического обслуживания финансовых рынков Hansabanka Мария Черноштан, юрист Комиссии по рынкам финансов и капитала Элеонора Лысенок и руководитель проектов SIA Infors Андрей Зелменис.
Идейным вдохновителем поездки выступил Владимир Жук, 2 года назад вместе с Марией Черноштан побывавший в свадебном путешествии в Таиланде: «Тогда-то я впервые и задумался о соседней с ним Камбодже – стране, где пока не так много туристов и где наконец закончилась гражданская война». Володя сколотил компанию и составил программу, используя интернет-ресурс forum.awd.ru (там публикуют свои очерки те, кто путешествуют без помощи турагентств), ребята оформили таиландские визы (с учетом расходов на пересылку в Посольство Таиланда в Стокгольме они обошлись в 18 Ls на человека, камбоджийские оформлялись на месте за $ 20) – и полетели. «И хотя еще в Риге как-то не верилось, что мы летим в некий почти мифический Сием-Рип, мы приземлились именно в нем», – улыбаясь, подытожила стартовую часть рассказа о путешествии Мария.
30-тысячный Сием-Рип встретил рижан важными на вид пограничными чиновниками в парадной форме со всеми регалиями, поджидавшим их кхмером с табличкой Maria в руках и сезоном дождей. «Сезон дождей – это когда каждый день хотя бы по часу льет ливень», – поясняет Тарас Попов. «И когда утренние +28 ты еще способен переносить нормально, а последующее «повышение градуса» – уже нет: из-за почти 100-процентной влажности начинается настоящая баня», – дополняет Андрей Зелменис.
Гостиница с «эксклюзивными номерами около пруда» гостям не приглянулась: на поверку номера оказались картонно-бамбуковыми хижинами, где сквозь щели в дощатом полу то и дело проглядывала вода. «Но мы быстро разобрались, что гостиниц в Сием-Рипе предостаточно: можно снять номер за $ 200, можно за $ 12, можно даже за $ 3. Мы остановились на 3-звездочной гостинице с номерами за $ 15, где мы даже смотрели прямые трансляции матчей футбольной Лиги чемпионов с участием ЦСКА и «Спартака», – улыбаются мужчины.
Первым делом рижане отправились в поездку в храмовый комплекс Ангкор – самое большое религиозное сооружение в мире, в общей сложности насчитывающее 293 храма и изображенное на государственном флаге Камбоджи. Цифра 293 – еще не предел: часть храмов до сих пор не расчищена от джунглей, часть – пока еще не найдена (так как с вертолета построек не видно, на поиски затерянных монастырей отправляются специальные экспедиции). В джунгли без сопровождающего туристы не ходят: там осталось порядка 4 млн. мин, и встреча на камбоджийских улицах с жертвами противопехотных мин отнюдь не редкость. Но местные жители не из пугливых. «Как-то увидели выходящих из джунглей людей с кулечками. Спросили у гида, что они там делали. Он ответил: «За картошкой в лес ходили», – говорит Андрей. – Попробовали и мы – картошка в Камбодже сладковатая. Так что там не голодают: как утверждают сами камбоджийцы, первый урожай риса у них идет на нужды семьи, а второй – на продажу. Да и джунгли, судя по эпизоду с картошкой, вносят свой вклад в рацион кхмера». После проведенных в Ангкоре 2,5 суток наши путешественники взяли курс на Пномпень, отправившись туда из Сием-Рипа на кораблике типа советской «Ракеты». 5 часов, проведенных в пути по озеру Тонле-Сап и одному из притоков знаменитого Меконга, вполне хватило, чтобы ознакомиться с жизнью бедных слоев населения: путешественники проплывали целые города и деревни, магазины и церкви, школы и работающие на солнечных батареях вышки для мобильной связи («LMT у нас брало везде!»), и все они были построены прямо на воде. «Главное развлечение у «водных» жителей Камбоджи – смотреть, как на пристанях из паромов и корабликов выгружаются туристы, – улыбается Андрей. – Трапа на причалах как такового нет: им служит обычная доска. И раз уж прибытия всякого судна кхмеры ждут с нетерпением, надо полагать, что на их памяти кто-нибудь в воду да шлепнулся!».
Пномпень оказался «муравейником» с выгодно выделяющейся шикарной набережной с колониальной застройкой. Главный пномпеньский action – перемещение по городским магистралям. Формально правила дорожного движения в Камбодже существуют, но... «Что такое светофор, жители Пномпеня просто не знают, – утверждает Мария. – Как говорил наш гид, на улицах столицы действует лишь одно правило: кто первый – тот и прав. В общем, перейти улицу в центре там почти невозможно». «Но можно! – включается Владимир. – Я понял, что в потоке машин и людей нужно придерживаться одного принципа: не дергаться и не менять собственной скорости. Тогда ты будешь предсказуемым «объектом» для всех остальных действующих лиц – и все у тебя получится!».
Отдельный разговор – рынки Пномпеня, один из которых называется «Русским» (когда-то на нем отоваривались 3 000 работавших в Камбодже советских специалистов и их семьи). Многие столичные продавцы говорят и по-русски, но основным языком общения здесь все-таки служат табло и клавиши калькулятора. «Рынки наводнены огромнейшим числом подделок, – вспоминает Андрей. – Шутки ради я себе Rolex выторговал за $ 10. До сих пор ходят! А если серьезно, то умеючи можно, не напрягаясь, сбить цену на 70%».
В следующий пункт путешествия – расположенный на берегу Сиамского залива Сиануквиль – рижане отправились на автобусе. Первый день в лежащем в стороне от традиционных туристических маршрутов городке путешественники посвятили пляжу, а на вторые сутки пошел ливень. Испортилась погода и на море: пришлось не только отменить поездку на коралловые острова, но и вообще озаботиться вопросом, как вернуться в Таиланд – из-за шторма судам запретили покидать сианук- вильскую гавань. Рижане решили ехать по суше, скинувшись по $ 20, арендовали микроавтобус с водителем – и через четыре паромные переправы (часть мостов смыли разлившиеся реки) рванули на северо-восток по красной глиняной дороге сквозь джунгли и горы. И хотя приключений на 200-километровом безлюдном отрезке было достаточно, они еще не закончились.
Утром наши герои пересекли границу Таиланда, где шли четвертые сутки после военного переворота. Вдобавок выяснилось, что наводнением залило заказанную путешественниками гостиницу вместе со SPA-центром – и им пришлось сразу искать другую. Но даже это не заставило рижан отделаться от неизбежного ощущения, посетившего их сразу по пересечении камбоджийско-таиландской границы: окружающий мир в этих далеких краях стал много цивилизованней.
Как добраться до Камбоджи?
Наши герои сначала добрались до Бангкока (билет туда и обратно авиакомпании Turkish Airlines обошелся каждому в 486 Ls) и уже из Бангкока – в Сием-Рип рейсом авиакомапнии Bangkok Airways ($ 150).