«Арсенал» наивного искусства

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: ЧАС

Наивное искусство Латвии нашло себе приют в выставочном зале «Арсенал» Национального музея изобразительных искусств на Торня, 1. Самая масштабная на сей день выставка примитивистов будет работать до 21 января 2007 года.

Советское время было благодатным для художников-наивистов - их практически не трогали. В основном это были пожилые люди из провинции. Энергичные мужички отсидели в лагерях, славно поработали в колхозах и, выйдя на пенсию, остались не у дел. Вот и стали писать картины, резать по дереву. На женщин, вечно занятых домашними делами, огородом, зов искусства такого влияния не оказал. Но и среди них нашлись живописцы и вышивальщицы.

За последние лет десять небольшие выставки самодеятельного искусства проходили в галерее Союза художников Латвии. Есть небольшой музей примитивизма в Андрейосте - приюте современного искусства. «Арсенал» же представляет накопленное на сегодня богатство наивного искусства Латвии.

Главная фишка выставки - Эдгар Кригер, умерший в 1999 году, с его несколько монструозными спортсменками и балеринами. Страшноватые девушки - и при этом тонкая поэзия, пронизывающая сюжеты картин. Пожалуй, он самый мощный из латышских наивистов.

На войне ему повезло: он служил при фронтовой кухне, а после работал трактористом-комбайнером. Первые картины родились зимой 1976 года. Долгие зимние вечера в деревне, прямо скажем, скучноваты. А выйдя на пенсию, Эдгар развернулся вовсю.

Некоторые рисуют пережитые испытания всю оставшуюся жизнь. «Колымских старателей» бывший легионер Петерис Витолс, живший в Цесисском районе, написал в 1988 году. Один из надзирателей сказал ему (запомнилось это на всю жизнь): «Вас сюда привезли, чтобы вы не вернулись». Однако многие таки вернулись. Витолсу выжить и не сломаться помогало Рождество - вера в победу света над тьмой. Он умер недавно, в 2004 году

Имант Полис, бывший рыбак из Вакарбулли, с 70-х режет из дерева солдат в немецких касках, но отдает должное и женской стати. А Янис-Эрик Руньгис из Мадонского р-на (с некоторой даже ностальгией по вермахту и «Люфтваффе») рисует тушью батальные сцены Второй мировой.

77-летний романтик Филипп Шалаев весьма реалистично пишет волков и тигров, наделяя их человеческими чувствами и даже мимикой. В грозном бородатом дедушке живет нежная тоскующая русская душа.

Арманд Берзиньш из-под Валмиеры, пожалуй, единственный, чей «мещанский» пейзаж с лебедями представлен на выставке. Лебеди - когда-то любимая тема «базарных» художников и вечный объект для издевательств и шуток.

Жанис Булавс любит копировать мировую классику. Его картины по размерам, наверное, приближаются к оригиналу. Тут и «Мона Лиза», и «Блудный сын», и «Юдифь», и «Венера», и «Лот с дочерьми». Ему нравятся молодые женщины, он пишет купальщиц на пляже. Работал дорожным рабочим в Кулдиге и Алсунге, играл на скрипке. В латышское время его арестовывали как коммуниста. В советское сажали как контрреволюционера: нашли у него дома журнал буржуазных времен...

Юрис Гайгалс родом из провинции, работал в Риге инженером на заводе «Саркана звайгзне». Выйдя на пенсию, уехал жить на родину, в Резекне. Он создал милую толстенную книгу с иллюстрациями к народным рождественским и лиговским песенкам, а также другим праздникам из народного календаря.

Аусма Салиня из-под Салдуса вышивает крестиком по канве замечательные коврики, скорее их можно назвать гобеленами. Мастерски изображает людей.

Иван Алексеев из Даугавпилсского района, уже ушедший из жизни, оставил после себя реалистические пейзажи и натюрморты - очень симпатичные.

Виктор Ходов из Алкусненского района режет из дерева карикатуры на наших политиков. Сходство весьма отдаленное, но деревянное творчество автора пользуется популярностью. Более искусными выглядят фигурки Вальтера Хирте из Мазсалацы, умершего в 80-х.

А вот Карлиса-Людвига Зебоде (1826- 1894), жившего в разных «пагастах» Видземе, хочется назвать классиком. При порой нелепых фигурах (видно, не умел их рисовать) лица прописаны превосходно: тонкая лепка, выразительные глаза. Известно, что им нарисовано множество портретов, из коих до сего дня дошла лишь незначительная толика. Техника достаточно сложная - цветные карандаши с акварелью. Его работы смело назову жемчужинами выставки.

Нельзя пройти мимо картин Алберта Силземниека. Он учился у Теодора Залькална, Волдемара Тоне. Его даже трудно назвать наивистом.

В 20-е годы работал в министерстве иностранных дел, ведал делами беженцев и пленных. К сожалению, в 40-м году замечательного художника, что называется, «замели». Где он сгинул?..

Сдавать свои позиции самодеятельное искусство не собирается. Каждый год в него приходят новые авторы. Главный собиратель латвийского наивизма Айвар Лейтис говорит:

- По-детски наивные рисунки, картины и корявые скульптуры подчас более убедительны и близки к природе и правде, нежели концептуальные работы обученных ремеслу художников. Трудно с ним не согласиться.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх