Кому светят европейские деньги?

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Первый этап распределения евроинвестиций уже позади. Остались в прошлом принцип их выделения - «кто первый пришел, тот и получил» и нецивилизованное столпотворение у раздачи. Сегодня пора говорить о том, куда будут направлены евроденьги в 2007- 2013 гг.

В течение трех лет членства Латвии в ЕС местная деловая среда «всосала» 100 миллионов латов из европейских структурных фондов. 95 процентов средств, предусмотренных на этот период, уже освоены.

В нашу редакцию нередко обращаются предприниматели с просьбой рассказать о том, как получить европейские средства на развитие бизнеса, каким критериям должен соответствовать соискатель и каковы механизмы выделения евроинвестиций. Кто эти счастливчики, уже получившие заветную финансовую поддержку Европы и как будут распределяться средства на новом этапе? Какие отрасли получат поддержку в первую очередь? Об этом «Час» беседует с директором Латвийского агентства инвестиций и развития (ЛАИР) Андрисом Озолсом.

- Из нескольких программ, которые наше агентство осваивает с 2004 года, самая большая сумма евроинвестиций была направлена на создание лабораторий и модернизацию инфраструктуры предприятий, - говорит Андрис Озолс. - Открытой остается лишь программа международных выставок: то есть предприниматель может поехать со своей продукцией на выставку и получить европейскую компенсацию вплоть до 50 процентов от издержек, связанных с этой зарубежной презентацией. Условно говоря, если вы затратите на это мероприятие 10 тысяч латов, то 5 тысяч получите обратно.

Сегодня мы уже планируем следующий период - с 2007 по 2013 год. В сотрудничестве с двумя министерствами - финансов и экономики - мы разрабатываем новые программы, но детально комментировать их пока рано. Можно говорить лишь о направлениях. Но основной вектор один - это поддержка принципиально новых инновационных решений, которые будут способствовать более успешной конкурентоспособности латвийских предприятий. Это значит, что поощряться в первую очередь будут не просто производители, а наиболее эффективные из них - те, которые создают производство с большой добавленной стоимостью, дающее особую отдачу народному хозяйству.

А вот количество рабочих мест - не всегда объективный критерий измерения эффективности бизнеса. Латвия как член ЕС постепенно приходит к удорожанию рабочей силы - особенно по сравнению с Белоруссией, Украиной, Индией и Китаем. Например, 100 швейных машинок сегодня устанавливать на латвийском предприятии невыгодно. И получается, что местное текстильное производство уже перемещается в другие страны, а к нам приходят, в свою очередь, высокотехнологичные виды того же текстильного производства. То же самое относится и к другим отраслям. Вопрос не в том, какому сектору давать евроденьги - металлообработке, деревоперерабатывающим производствам или информационным технологиям, а в том, как просчитать достигнутый эффект. Не важно, в какой отрасли вы работаете, важно, чтобы была высокая отдача.

- Но ведь речь идет о малых и средних предприятиях. Насколько реально ждать от них большой отдачи?

- У нас в Латвии 95 процентов предприятий - средние и малые. И если малые предприятия, как правило, получали компенсацию из структурных фондов до 65 процентов от общих издержек на производство, то для крупных существуют ограничения - максимум 50 процентов от затрат. Что касается прогнозов эффективности, то при подготовке проекта предприниматель ориентируется на ряд критериев и параметров, регламентированных правилами Кабинета министров.

- Критерии эффективности, а также направления бизнес-деятельности, которые желательно поддерживать, диктует нам Европа - или они определяются с точки зрения целесообразности здесь в Латвии?

- Европа дает нам некие рамки, а мы уже детально разрабатываем. Как я говорил, на новом этапе одним из главных параметров станет высокая добавленная стоимость, те деньги, которые останутся в стране. Но оценочная шкала эффективности еще на стадии разработки. Могу сказать, что особую поддержку получат образовательные программы, проекты по обучению персонала, ибо согласно стратегии, принятой в Латвии на период до 2013 года, государственным приоритетом является умный, образованный человек. Также преимущество будет за инновационными программами. Как наладить производство качественно нового продукта или создать принципиально новую услугу? Вот над чем стоит поработать предпринимателям, чтобы получить грант на еврофинансирование.

Схема грантов - это не кредитование, а безвозмездная помощь. Это наивыгоднейшая для предпринимателя форма поддержки, это европейские плюс латвийские деньги на условиях софинансирования. Кроме того, это и вклад самих предприятий тоже. Чтобы деньги не разворовывались, чтобы не было риска их неосвоения, непопадания в точку, сначала предприниматель заключает договор с нашим агентством, вкладывает в проект собственные или взятые в банке деньги, и только потом ему возмещается оговоренная в договоре сумма. Условно говоря, сначала ты сам инвестируешь деньги в строительство своего бетонного завода, доводишь производство до ума, и лишь потом получаешь половину затраченной суммы. Чтобы не было так, что государство оплачивает когда-то возведенные и давно работающие предприятия.

- Ну хорошо, а насколько реально получить софинансирование под строительство того же бетонного завода? Какой «суперпуперновый» продукт ему для этого нужно производить?

- За истекший период была поддержана пара сотен предприятий: и строительные, и деревообрабатывающие, и мебельные, и несколько асфальтобетонных заводов. Следующий период планирования такую прямую поддержку производства уже не предусматривает, теперь очередь за новыми технологиями, инновациями. Если предприниматель надумает создать что-то принципиально новое, это будет поддержано с большим энтузиазмом. Конечно, и бетонный завод получит финансирование, но уже скорее на обучение персонала, а не под строительство с нуля.

- Если вспомнить скандальную историю с очередью за европейскими деньгами и толкотней на ступеньках вашего агентства развития, то выходит, что инвестиции предприниматели получили по принципу «кто раньше встает, тому бог дает», а не из расчета целесообразности для народного хозяйства?

- Скандал в прошлом, и теперь понятно, в чем была ключевая ошибка. Там, где есть риск очереди, риск дефицита, когда на всех желающих не хватает, в данном случае денег, то принцип «кто принес проект первым, тот и получил» неверен. Мы государственное исполнительное учреждение, и не мы такой порядок придумывали. Это была очевидная ошибка в планировании. Но если бы мы принимали проекты по интернету, было бы еще хуже - неизбежно возникли бы вопрос о прозрачности системы, подозрения в коррупции.

Чтобы избежать подобного впредь, по тем направлениям, где поток финансирования примерно совпадает с потоком проектов и ажиотаж не прогнозируется, будут установлены четкие критерии, и при их соблюдении предприятие получит гарантированную поддержку без всяких конкурсов. Там же, где предполагается более высокий интерес соискателей, предусмотрен конкурс проектов. В ситуации, когда средств на всех не хватает, необходимо выбрать лучшее из возможного.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Наверх