"Ван Гоги": Самый важный день - сегодня!

Марина Сиунова
, Журналист
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Пресс-фото

В рижский прокат вышел фильм Сергея Ливнева "Ван Гоги" с Даниэлем Ольбрыхским и Алексеем Серебряковым в главных ролях. Несколько старомодная камерная драма о сложных взаимоотношениях старика-отца, знаменитого дирижера, и его непутевого сына-художника была создана в Латвии и в Израиле. Из общего ряда лента выделяется прежде выразительным визуальным рядом и сильным актерским составом. Ольбрыхскому и Серебрякову аккомпанируют Елена Коренева, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Наталья Негода, Полина Агуреева. Где еще встретишь столько звезд разных поколений?

Несмотря на то, что в вечер пятницы половина жителей Риги отправилась на концерт Prāta Vētra, небольшой зал в Forum Cinemas был полон. Правда, треть его составляли члены съемочной группы с латвийской стороны — из компании Pro Filma. Представил картину зрителям перебравшийся в Ригу на ПМЖ документалист Виталий Манский, а среди гостей был замечен латвийский режиссер Евгений Пашкевич.

Ради "Ван Гогов" известный продюсер Сергей Ливнев вернулся в режиссуру после 25-летнего перерыва. Возможно, картина затрагивает болезненные эпизоды его личной биографии, и поэтому он решился снять ее сам. Действие происходит в наши дни, но снят фильм в старомодной эстетике, напоминающей о 80-х — в том числе о поставленной по сценарию Ливнева "Ассе" с ее позднесоветским шиком и интерьерами-аквариумами.

Прошлой осенью в Юрмале режиссер и звезды "Ван Гогов" представляли фильм на встрече с журналистами. Сергей Ливнев тогда говорил о том, что не ставил своей целью снять коммерческий хит и пошутил, что

"в Латвии теперь можно снимать русскоязычное кино исключительно с актерами, которые здесь живут, не приглашая никого со стороны".

Алексей Серебряков, которого с Ливневым связывают давние дружеские отношения и совместный фильм "Серп и молот" 1994 о первом трансгендере в СССР, сетовал на то, что «в России, как и в мире производят теперь в основном примитивные жанровые фильмы, в которых снимаешься только ради гонораров».

"Но иногда, крайне редко встречаются картины, которые важны для душевного состояния — их, если угодно, можно назвать «гамлетовскими», они о том, что я есть в этом мире. "Ван Гоги" - одна из таких картин...

Благодаря этой работе понимаешь, кто ты такой, в каких отношениях состоишь с окружающим миром".

Фото: Пресс-фото

Елена Коренева, сыгравшая главную женскую роль, говорила об "искренности и нюансах отношений", которые поразили ее в сценарии и об "инстинктивной жестокости, которая просыпается в нас в связи с человеческим увяданием". В сценарии "Ван Гогов" она опознала "свои жизненные ситуации, волнующие моменты взаимоотношений с родителями, которые уже ушли".

Все вместе члены съемочной группы восхищались неукротимой энергией Даниэля Ольбрыхского: после 12-часового съемочного дня мэтр до трех ночи развлекал коллег песнями Окуджавы и Высоцкого на террасе отеля. Польский актер, лукаво улыбаясь, поделился с журналистами своим творческим кредо. "Надо влюбляться в друг друга на время работы. Я встретил Сергея и влюбился в него как в человека, он очень интересный, нежный. И я понял, что хочу с ним что-то сделать вместе.

Когда я снимаюсь, я считаю, что это самый важный фильм в моей жизни. По-другому быть не может. Я всегда просыпаюсь с ощущением: это самый важный день в моей жизни".

Кажется, именно с таким ощущением живут и главные герои фильма: невротичный 52-летний художник Марк, вернувшийся из Израиля в Ригу после неудачной попытки самоубийства, и его престарелый отец-дирижер, страдающий от болезни Паркинсона.

Долгое время отец и сын прожили на разных концах света, не видя друг друга, и обоих это устраивало. Но сейчас от того, как сложатся их отношения, зависят судьбы и самоощущение обоих.

В Риге Марк встречает постаревших друзей и подруг и обнаруживает внушительную коллекцию скелетов в шкафу, понимая, что разобраться с ними лучше еще при жизни отца.

Отношения отца и сына развиваются по классической схеме "любовь-ненависть", а сюжет становится полем битвы двух своенравных натур: сын обижен на одержимого карьерой отца за то, что тот уделял ему мало внимания, отец упрекает сына в черствости и равнодушии.

Но чем дальше, чем чаще приступы враждебности у обоих чередуются с проявлениями нежности, а накопившиеся обиды находят выход в слезах прощения.

Фото: Пресс-фото

Даниэль Ольбрыхский за полтора часа экранного времени претерпевает впечатляющее превращение — из одержимого карьерой бодрячка за рулем белого Мерседеса — до угасающего старика со спутанным сознанием, ведущего диалоги с Богом на предсмертном одре. Хотя и возникает порой ощущение, что он, европеец, говорящий по-русски с акцентом, в пространстве фильма — несколько чужеродный элемент. Чего не скажешь о герое Серебрякова, который чувствует себя как рыба в воде, обживая пейзажи Риги и Юрмалы и разбавляя свой фирменный «мрачняк» редкими улыбками просветления.

Время разлуки и время, проведенное героями вместе, становится полноценным героем фильма. Вечное прошлое царит в старинном юрмальском доме отца с его оранжереями, портретами, развешанными по стенам (с одного из них на нас взирает Андрей Тарковский) и старомодным уютом. И в квартире возлюбленной Марка в Старой Риге время, кажется, остановилось лет 40 назад. А на юрмальском пляже, где гуляют герои, в ряд выстроены раздевалки из 70-х, будто с тех пор ничего и не изменилось.

Из состояния этого морока зрителей выводят камео любимых актрис: потрясающие Светлана Немоляева и Ольга Остроумова сумели в 5 минут экранного времени вместить целые судьбы своих героинь с их трагизмом и противоречиями. Приятно удивила и Елена Коренева, стоически и сдержанно сыгравшая сиделку и служанку отца, женщину сложной судьбы с несложившейся личной жизнью.

Резюмируя, можно сказать, что фильм получился на любителя, скорее всего он найдет отклик у представителей среднего и старшего поколения — у тех, кто уже перенес череду потерь и нашел в себе силы жить дальше.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх