Против глупости доводы разума часто бессильны (1)

Татьяна Одыня
, Журналист
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ирина Сенникова, ректор RISEBA
Ирина Сенникова, ректор RISEBA Фото: Татьяна Одыня/ TVNET

Ректор RISEBA Ирина Сенникова  - о больших проблемах латвийского образования, а также о бизнес-моделях и трендах латвийского бизнеса. Русский TVNET побывал в RISEBA в связи с запретом частным вузам преподавать на русском языке.

Наш разговор с профессором, доктором наук Ириной Сенниковой состоялся за несколько дней до начала нового учебного года и вышел далеко за пределы первоначально намеченной темы.

Нельзя же было не спросить ректора высшей школы, готовящей специалистов для бизнес-структур, о национальных особенностях нашего латвийского бизнеса. Ведь анализом практики предпринимательства  - в том числе и историями успеха - в RISEBA занимаются много лет.

Сегодня мы публикуем окончание разговора с Ириной Сенниковой. 


Экспорт образования: а кто против?

- На дискуссиях, посвященных будущему Латвии, всегда очень много говорится о важности образования. В том числе  - о  неиспользованных возможностях по части экспорта образования.

- Ну да, глупо как-то получается. Если мы говорим, что наша стратегия - такая-то, тогда дальше надо искать ресурсы и возможности, чтобы реализовать эту стратегию. А что толку говорить об экспорте образования, если дальше делается все, чтобы помешать реализации стратегии и наращиванию этого экспорта…

- Но говорят-то это совсем не те люди, которые сегодня  стремятся в депутаты Сейма. Скажите, это вообще-то правило у нас или исключение, когда  к мнению профессионалов и общества не прислушиваются, принимая поправки к закону?

-  Это в корне неправильно, но так у нас и прежде бывало. Ведь изменения в закон о высшем образовании касаются не только языка, и многие реально назрели. 
 

А вот свои поправки к законам - без консультаций  с теми, кто работает в отрасли -  министерство образования и науки  подавало и раньше.Но тогда в обществе подняли шум в связи с отсутствием публичности.

Совет ректоров вузов тогда возмутился: как же так? И как это можно министерству выходить с поправками в закон без каких-либо консультаций и обсуждений? И только после этого начались дискуссии…

Никогда не бывает, чтобы все были переменами довольны, но к какому-то компромиссу по остальным предложениям все же пришли. Скажем так, остальные поправки, внесенные в закон после обсуждения - они нормальные. А вот запрет преподавать на русском в частных  ведь вообще никак не обсуждался!.. 


Если ты умный - почему не богат?

- Давайте про латвийский бизнес поговорим. Вы ведь реальную практику бизнеса  анализируете на конкретных примерах - как отечественных, так и международных. И Вы ведь ректор восемь лет, да?

- Да.

- Как  меняются у нас бизнес-модели? Как они за эти 8 лет изменились?.. У меня вот чисто обывательское представление об этом:  в 90-х годах все стремились стать бизнесменами, причем, могли  чем угодно торговать: сегодня  - носками, а завтра… хоть компьютерами, хоть нефтью, хоть информацией!.. Как карта ляжет и конъюнктура сложится. Дешево купить - дорого продать, вот и весь бизнес.  Сегодня ведь это уже не прокатит?

Ну, кто-то и сегодня так работает. Если человек может таким образом заработать себе на жизнь, и если спрос есть на его услуги, то почему бы и нет… Кто-то и сегодня на этом держится, и, может быть, и дальше продержится, на его век хватит. Но если ты думаешь о росте своего предприятия, о его перспективах… Я пришла к выводу, что  сегодняшний тренд - это коммерциализация знаний в инновационной среде.

- А если попроще сказать?

- Попроще?.. Ты должен постоянно создавать и придумывать что-то новое. И при этом понимать, что и другие то, что придумано было тобой, тоже скоро узнают - и будут это использовать, продавать в других продуктах или предлагалась что-то подобное.
 

Бизнес ищет таланты

- Что, на Ваш взгляд, сегодня латвийских предпринимателей больше всего тревожит?

- Некоторое время назад в рамках большого международного исследования, в котором участвовало несколько стран, мы опрашивали представителей латвийских компаний. И один из вопросов был: какие проблемы сегодня перед ними наиболее остро стоят, какие вызовы видите?
 

Проблемой номер один для многих оказалась нехватка рабочей силы, квалифицированного персонала. Причем, как часто предприниматели говорят, не хватает не просто работников, а талантов.


Поэтому развивающиеся компании на студентов с большой заинтересованностью смотрят: вдруг среди них есть те, кто бизнесу сегодня как воздух нужны.

- Вы мой следующий вопрос, просто-таки с языка сняли: о трудоустройстве студентов. Какие шансы на хорошую - то есть интересную, нормально оплачиваемую и перспективную работу у выпускников? Есть проблемы с трудоустройством?

- Даже если человек поступил на дневное отделение - практически все студенты к третьему-четвертому курсу уже работают. На всех программах есть практики, есть Дни карьеры и представителей компаний мы часто к себе приглашаем, в том числе и в качестве лекторов.
 

У нас очень много работает преподавателей, как мы говорим, из индустрии, они приходят с реальным опытом. Даже при том, что мы не платим, как платят, например, в банке, люди приходят, им интересно.
 

И это взаимный интерес: когда студент у таких преподавателей учится , его скорее и на практику возьмут или порекомендуют работодателю, который набирает команду.

Разрушители традиционного бизнеса

- Понятно, что высшее образование должно  новым вызовам соответствовать. А как?

- Работаем, создаем новые программы. Сейчас делаем новую программу  - Big Data analytics - будем готовить аналитиков больших данных.

- Это планы? Или уже набираете студентов?

- Лицензию мы получили этим летом, сейчас делаем первый набор. Кстати, услышав об этом, сразу же заинтересовались крупные компании: « Ага, нам нужны такие  специалисты, давайте будем сотрудничать!..» То есть ты все время должен думать, чтобы оказаться первым, сделать раньше других то, что потом все будут повторять.

- Скажите, сегодня в латвийском бизнесе существует какая-то бизнес-модель, которую можно назвать типичной, по которой работают многие или даже большинство наших предпринимателей?

- Традиционные бизнес-модели существуют и существовать всегда будут. Ведь что значит новая бизнес-модель?.. Появилось понятие «разрушающей бизнес-модели», то есть такой, которая разрушает традиционный бизнес.

Например, такси: появляются  Taxify  и Uber - и традиционному таксисту очень нелегко в конкуренции с ними выжить. А для потребителя это удобно, потому что все просто - ты нажал кнопку на смартфоне, и все.

Или возьмем банки, очень традиционный, вроде бы, бизнес. Но банки тоже ищут способ, как им меняться, чтобы опередить конкурентов и лидировать на рынке.
 

Смотрите что происходит: интернет-банк пришел и уже  стал совершенно естественной частью нашей жизни.  Традиционные филиалы будут со временем исчезать…

Многие традиционные банки, в том числе в Латвии создают у себя инкубаторы, чтобы развивать новые идеи, растить новых предпринимателей. И тем, что происходит в бизнес-образовании они тоже интересуются.

Представители банка,  с которым мы сотрудничаем, например, приходят на студенческие конференции, сидят на разных сессиях, внимательно слушают, что говорят студенты.

Банки  к нам относятся вполне серьезно. Потому что самое ценное в бизнесе сейчас - увидеть идеи.И когда у студентов есть  идеи - готовы и финансировать, и поддерживать, и взять на работу.


Потому что все сейчас построено на знаниях и на их применении. Не столько на технологиях и доступных тебе ресурсах, как это недавно было,  а именно на знаниях, на идеях, на люди, способных идеи рождать и что-то новое придумать.

- То есть спонсорство -  это уже не просто благотворительность по отношению к частному вузу, вы стали интересны как партнеры?

- Конечно.

Конкуренция балтийских стран

- В масштабе Балтии -  чем  сегодня высшее образование в Латвии отличается от соседей? Какие у нас конкурентные преимущества? Сильные и слабые стороны? Вы ведь немало работаете в международных проектах, участвуете в конференциях, посвященных высшему образованию…

- До нынешнего лета нашим конкурентным преимуществом было, конечно же, разнообразие языковое. Например, в RISEBA, практически, три рабочих языка. Все рабочие собрания проходят на латышском, а когда что-то обсуждаем, присутствуют и английский, и русский. И это было преимуществом.

Преимуществом было и то, что можно было у нас  учиться на русском иностранным студентам. Впрочем, у соседей, как я уже говорила, это возможно и сейчас…
 

А вот в чем мы Эстонии и Литве проигрываем… У нас в образовании очень много всякого рода регламентирования, в том числе и ненужного.

Например, чтобы принять иностранного студента - даже если он не иностранец, а наш человек, гражданин или постоянный житель Латвии, который получил образование бакалавра в Англии или во Франции - нам надо пройти сложный путь.
 

Почему, казалось бы, нам его сразу на магистерскую программу не взять? Тем более, когда он приносит диплом британского вуза, с которым мы сотрудничаем?

Если у нас есть сомнения, их очень быстро можно развеять, достаточно написать партнерам, спросить: «Дорогой Джон, был ли у вас такой студент?..»

Нет, мы должны отправить его документы в центр академической информации, или он сам должен туда пойти со своим дипломом, заплатить 41 евро, и четыре месяца  ждать, чтобы они сказали: да, этот вуз аккредитован в своей стране, все хорошо, вы можете брать его в студенты…

Но это же совершенно абсурдная ситуация!  Мы знаем этот вуз, мы сотрудничаем с ним, мы партнеры. Но нет - они проверят, аккредитован ли этот вуз в своей стране!..

- Это правило действительно для латвийских вузов - и частных, и государственных?

- Для всех, да.

- А в чем сегодня разница в правах и обязанностях  частных и государственных вузов?..

- Обязанности у нас одни и те же. Я ректор частного вуза, но меня так же как и ректора вуза государственного должен утвердить Кабинет Министров, и Сатверсме университета точно так же утверждается.

Мы работаем в рамках одного закона, но при этом на частные вузы какие-то вещи не распространяются. Например, было много европейских проектов, позволивших вузам существенно улучшить инфраструктуру - увы, на какие-то виды финансирования мы, например, не могли претендовать.
 

С одной стороны, мы, может быть, более мобильные, можем быстрее переориентироваться. А с другой стороны часто ощущаем предвзятое к себе отношу со стороны государства.


Формальные признаки часто оказывается важнее, чем качество образования и многие очень существенные вещи.

А на английском - можно?..

- Формальные признаки, увы,  у нас много чем рулят… Русский язык обучения в частных вузах тоже ведь отменили по формальному признаку, как само собой разумеющееся…  

- Если вернуться к языкам обучения… Давайте вспомним: мы ведь недавно еще говорили не просто о том, чтобы оставить  или не оставить русский в частных вузах. Мы говорили о том, чтобы и в государственных вузах разрешить преподавать по-русски.

Напомню: в 2011 году государственная канцелярия заказала исследование, которое проводила KPMG - большая консультационная компания. Речь шла, в частности, о том, как нам в Латвии  увеличить  объем экспорта высшего образования.

И как раз одним из преимуществ Латвии в заключении этого исследования называлась возможность учиться на разных языках. И критиковались нормы закона, которые слишком ограничивают   возможность учиться на разных языках. И Латвии рекомендовали как раз снять эти ограничения и для государственных вузов…
 

Зачем же государству заказывать исследование и платить за него деньги, если мы не собираемся следовать рекомендациям? По-моему, это глупо.

И еще одна проблема, о которой СМИ, особенно латышские СМИ, вообще почему-то не говорят.

Все ведь считают, что все ограничения касаются только русского языка. Но на самом деле очень много ограничений и на английский язык.

- Вот об этом, пожалуйста, подробнее!..

- Если точно следовать букве закона, то окажется, что на языках ЕС у нас могут учиться только иностранные студенты. То есть местный человек, тот, кто живет здесь, учиться на английском или другом иностранном в Латвии не может.

- Даже если это местный человек, в семье которого, предположим, говорят по-английски или по-французски…

- Да даже если говорят в семье по-латышски!.. У нас есть программы на английском  языке - «Международный бизнес», «Европейский бизнес», «Архитектура»  - и на них обучаются как иностранцы, так и студенты местные.

А  с 1 января 2019 закон требует: учиться на языках ЕС могут только иностранные студенты, обучающиеся в Латвии. А латвийские - только на совместных программах.

В законе написано, что исключения распространяются только на совместные программы вузов.

Господин Шадурскис в одном из своих интервью по этому поводу сказал, что нигде же не написано, что совместная программа должна быть обязательно с каким-то иностранным вузом…

И если Латвийский университет, например,  сделает программу совместно с Техническим университетом - это будет уже совместная программа, тогда уже можно и на английском… Абсурд же?

- Звучит довольно смешно!

- Абсурдно это!.. Нам предлагают ловчить выкручиваться. Так что неопределенность в перспективах образования, о которой мы с Вами говорили,  есть сегодня у нас и в среднем образовании, и в высшем.

- И последний вопрос: личный. Как Вы лето провели?

- Хорошо.

- Где отдыхали? Что делали?

- Июнь мы еще на работе провели. А июль в семье традиционно - месяц отдыха. У нас есть небольшой домик в Хорватии, и отпуск там я называю «Спасаться бегством». Потому что в один прекрасный день муж говорит: все, завтра в 8 утра мы уезжаем.

С коллегами у нас взаимозаменяемость полная, мы друг другу отдохнуть позволяем. так что несколько недель проводим в Хорватии. А Вы - как?..

- Тоже неплохо - два коротких путешествия по Латгалии, встреча с однокурссниками в Питере, несколько дней в Москве и неделя у теплого моря… Теперь с новыми силами  - за работу.

Спасибо за интервью. И - с новым учебным годом Вас!

Комментарии (1)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх