Три причины, зачем в мире проводят военные учения (2)

Toms Rātfelders
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: AP/Scanpix

На прошлой неделе на востоке России завершились крупнейшие военные учения со времен Холодной войны «Восток-2018». В них, согласно официальным российским источникам, приняли участие 300 000 военных, 36 000 танков и другой военной техники, а также 1000 самолетов. В этом контексте портал TVNET обобщил три причины, почему в мире проводятся военные учения.

Причина №1: показать силу

Самой логичной причиной военных учений можно считать попытки стран показать противникам свои мускулы и продемонстрировать готовность к военным операциям. Часто цель учений — запугивание и сдерживание от внешней агрессии. В случае запугивания страна своей демонстрацией силы пытается убедить противника, что у нее есть необходимые ресурсы, чтобы силой заставить противника делать то, что он не хочет. Хотя за такой демонстрацией не скрывается реальная готовность применять военную силу, противник может испугаться и принять благоприятные для второй стороны решения. Говоря о сдерживании — если противник видит, что в распоряжении страны имеются крупные вооруженные силы, то это существенно снижает желание нападать. Проще говоря — военное нападение на другую страну будет считаться или потенциально неудачным, или слишком дорогим и рискованным.

Примеров учений, которые проводились для того, чтобы показать свою силу, очень много. Однако в последние годы самые громкие из них были в контексте отношений НАТО и России. Неоспоримо то, что хотя маневры Москвы на западе (Запад) и востоке (Восток) называются демонстрацией готовности защитить свою территорию от гипотетического нападения НАТО (т.е. выполняют функцию сдерживания). Также бывший военный аналитик и автор блога «Vara bungas» (Барабаны власти) Мартиньш Вердиньш утверждает, что упомянутые учения показывают возможность России напасть на Аляску и их цель — добиться, чтобы США не вмешивались в Сирийский конфликт в провинции Идлиб (т.е. выполняют запугивающую функцию).

В свою очередь маневры российской армии вызвали опасения в НАТО, страны-участницы альянса организовали свои учения (например, «Намейс 2018»), чтобы сдержать возможное нападение Москвы. Интересный пример можно найти на Ближнем Востоке. В августе этого года Иран устроил учения в Ормузском проливе, который отделяет Персидский залив от Аравийского моря. Этот пролив стратегически важен, поскольку через него проходит огромный поток нефтяных танкеров. Целью учений Ирана было показать США, что в случае необходимости страна сможет заблокировать пролив и парализовать глобальную экономику. В свою очередь такая попытка запугивания была совершена, чтобы показать остальному миру, что Иран гипотетически готов действовать радикально, если в рамках ядерной договоренности ее экономические интересы не будут обеспечены.

Фото: SCANPIX

Причина №2: укрепление доверия

Однако иногда соперники считают, что запугивание или шаги по сдерживанию с другой стороны могут вызвать слишком острую ответную реакцию и привести к реальному вооруженному конфликту. В свою очередь этот конфликт принес бы огромные потери обеим сторонам. Поэтому часто соперники решают проводить учения и вместе и использовать их как возможность узнать военные возможности друг друга. Это, в свою очередь, укрепляет доверие и позволяет снизить напряжение в случаях, когда происходит международный кризис или нет ясности о способностях противника применить силу. На самом деле, нужно добавить, что такой сценарий может реализоваться только тогда, если между обоими противниками уже имеется небольшой капитал доверия и желание предотвратить военный конфликт больше желания ограничить или контролировать противника.

Самым ярким примером этого случая являются упомянутые уже учения "Восток-2018" с участием Китая. Несмотря на то, что отношения между Россией и Китаем направлены на сотрудничество, в то же самое время между ними имеется и известное недоверие, подозрения об интересах на Дальнем Востоке и эти страны нельзя считать союзниками. Как утверждает исследователь Латвийского внешнеполитического института и преподаватель RSU Мартиньш Даугулис, "Восток-2018" частично можно считать и попытками Китая ознакомиться с опытом России на поле боя. В свою очередь Россия хочет вовлечь Китай в свои активности, чтобы "увидеть своими глазами" начатые Пекином шаги по модернизации армии и заодно избежать пугливости Китая в момент, когда у его границ совершаются военные маневры.

Фото: TASS/Scanpix

Причина №3: идентификация союзников

Третья причина связана с фактом, что совместные военные учения очень часто символизируют и тесное сотрудничество стран. К примеру, сильнейшие в военном плане страны мира часто приглашают более слабых союзников совместно испытать армейские маневры или же понаблюдать за этими учениями в виде дружеского жеста. Затем они смотрят, какие страны отзовутся, а какие нет. Выбор более слабых стран в этом контексте соответственно указывает, действительно ли они столь же тесные союзники более сильной стране как и ранее, или же стоит ждать разочарования. В том же самом контексте у маленьких стран есть возможность лишний раз показать своей доверие к державе, которую они видят как важную часть своей безопасности. В свою очередь, в этом случае отзывчивость державы символизирует об уровне готовности вступить в военные действия в тандеме с этой маленькой страной (или как минимум оказать политическую поддержку) в случае необходимости.

В качестве примера можно упомянуть отношения Ирана и одной из маленьких монархий Персидского залива - Омана. Несмотря на то, что преимущественно все страны Залива (за исключением Катара и Кувейта) видят Иран как угрозу своей безопасности и тесно сотрудничают с Саудовской Аравией, Оман выбрал идти другим путем и держать с Ираном диалог в вопросах безопасности, а также абсолютно не следовать диктату Эр-Рияда в международной политике (несмотря на то, что Саудовская Аравия остается главным гарантом безопасности). Между обеими странами достигнуты договоренности об организации ежегодных совместных учений флота. В свою очередь создание регулярности и отказ от необходимости каждый год ждать приглашения позволяет убить одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, Иран автоматически убеждается, что он условный союзник стран Персидского залива и всегда на учения отзывается. В свою очередь, это свидетельствует о его доверии и готовности продолжать относительно дистанцироваться от Саудовской Аравии (отзывчивость маленьких стран - фактор для приглашения державы). Во-вторых, Оман убеждается, что отзывчивость Ирана на учения можно ждать всегда. Это позволяет быть спокойным по поводу готовности государства военно (или минимум политически) инвестировать в его безопасность в случае, если Саудовская Аравия (как и в случае с Катаром) решит остро  выступить против Омана (отзывчивость державы - фактор приглашения маленького государства).

В свою очередь, пример стран Балтии показывает военные учения как желание маленьких стран продемонстрировать неизменную дружественность по отношению к державе. Латвия, Литва и Эстония всегда приглашаются участвовать во всех учениях, которые в Восточной Европе собираются организовывать США или три другие самых влиятельных военных игрока региона - Канада, Германия и Великобритания. Латвия, Литва и Эстония также активно лоббируют проведение таких учений на своей территории, так как обоснованно считают, что в для снижения возможности российской агрессии силы НАТО здесь присутствовать должны.

Комментарии (2)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх