17 вопросов Юста Вайре Вике-Фрейберге (11)

Фото: Jānis Škapars/TVNET
TVNET
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Все говорят о государственности, но что связывает национальную и патриотическую принадлежность? Это узнает 10-летний Юстс Кравалис, в столетие погоговорив с Вайрой Вике-Фрейбергой. Опыт и молодость. Что важно сегодня в глазах ребенка? Что общего у детства в послевоенные годы и сейчас? Беседу ведет журналист TVNET Мартиньш Даугулис.

Мартиньш Даугулис: Какая у вас мечта о счастливой земле?

Юстс: Это мечта о земле, где никогда не будет войны, где есть семья и где учатся.

Вайра Вике-Фрейберга: Большую часть моей жизни я мечтала о свободной Латвии, мне кажется, что когда Латвия стала свободной, все встало на свои места и о счастье мы можем позаботиться сами.

Мартиньш Даугулис: О чем в первую очередь вы рассказываете людям не из Латвии?

Вайра Вике-Фрейберга: Мне кажется, что им интересно встречаться с людьми из Латвии, потому что очень часто мне говорят: «Я в своей молодости знал кого-то из Латвии». И тогда, в зависимости от того, что это за человек и при каких обстоятельствах я его встретила, я стараюсь рассказать ему про Латвию, чтобы у него появилось представление о том, что это за земля. В зависимости о того, с кем я разговариваю, я рассказываю о многих и разных делах, мне кажется важным каждому сказать то, что останется в памяти у него о Латвии.

Юстс: У меня был одноклассник, его зовут Хонгруи, он из Китая. И мы с ним очень часто и много разговаривали о том, какой Китай и какая Латвия. И я ему рассказывал, что в Латвии много интересного, что здесь есть достаточно всего, что посмотреть, например, Музей природы и природный парк Тервете.

Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу
Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу Фото: Jānis Škapars/TVNET

Вайра Вике-Фрейберга: И Хонгруи там побывал?

Юстс: Он был в природном парке Тервете.

Мартиньш Даугулис: Спасибо! Введение прошли, и немного разогрели голосовые связки. Юстс тщательно готовился к разговору и почуствует себя в роли ведущего интервью. Пожалуйста, Юстс, подготовленные тобой вопросы.

Юстс: Какое у Вас самое яркое воспоминание из детства?

Вайра Вике-Фрейберга: Странно, но из детства у меня много разных воспоминаний, и, если меня спрашивают, я рассказываю, что однажды решила погладить собаку, которая была на цепи и была ужасно злой. Пес бросился на меня и почти укусил.

Юстс: Безобразничали в школе?

Вайра Вике-Фрейберга: Я купила однажды нюхательный табак в маленьклм магазинчике. После войны много нельзя было купить, но в Либеке был такой магазин шуток, где я купила нюхательный табак. Мне казалось это исключительно интересным, когда подносишь его к носу и начинаешь чихать. Придумала отнести поршок в школу и дала его своему соседу, тот начал чихать, дал следующему, тот еще одному, и кода весь класс расчихался и учителя стало не слышно, я наконец додумалось, что надо и самой попробовать, ведь я была единственная, кто этот табак не понюхала. И только я поднесла порошок к носу, учитель посмотрел на меня и сказал «Вике! В лоб!» Я подумала, откуда он узнал, что это я виновата?

Юстс: Какие у Вас в детстве были игры?

Вайра Вике-Фрейберга: Мне нравилось прятаться и думать, смогут ли меня найти или, с другой стороны, удастся ли мне их найти. Мне казалось это очень интересным, и были девочки, с которыми мы играли. А еще у нас была игра, в которой мы отбивали резиновый мячик об стену. Пока мячик летел, надо было хлопать перед собой, за спиной. В эту игру мы могли играть очень долго, и она нам особенно нравилась.

Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу
Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу Фото: Jānis Škapars/TVNET

Юстс: Какую музыку Вы слушали в детстве и будучи подростком?

Вайра Вике-Фрейберга: У меня не было особенного выбора, потому что у нас после войны не было радио. В Латвии мои родители слушали Латвийское радио и, я помню, у Риги был свой сигнал: Rīga dimd, Rīga dimd! Тогда у каждой столицы был свой сигнал на радио, который звучал, когда начинались передачи. Я помню Rīga dimd с Латвийского радио, но несколько лет радио не слушала, так как у нас его не было. Только тогда, когда приехали в Марокко, это было через несколько лет после войны, мои родители приобрели радио, и тогда начали слушать местную французкую радиостанцию.

Юстс: Вы помните, какая у Вас была любимая книга в десять лет?

Вайра Вике-Фрейберга: «Кольцо Намейса», Dvēseļu putenis и «Лачплесис».Эти три работы я прочитала в десять лет, и они оставили большое впечатление. На мой десятый день рождения моя эстонская подруга моей маме подарила «Лачплесиса» Андрей Пумпурса. Рассказала, что у эстонцев есть такой же герой Калевпоег. И она зашла в книжный магазин латышского беженца, спросила, есть ли у латышей герой, похожий на Калевпоега и ей в магазине дали книгу Пумпурса «Лачплесис». Я ее читала с огромным интересом и многие места выучила наизусть.

Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу
Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу Фото: Jānis Škapars/TVNET

Юстс: Как Вы отреагировали на избрание президентом Латвии?

Вайра Вике-Фрейберга: (улыбается) Я была довольна и счастлива.

Юстс: А какое было самое сложное время в должности президента?

Вайра Вике-Фрейберга: Самое сложное, это когда наши солдаты погибли, выполняя служебный долг в Ираке, и мне надо было идти на похороны и разговаривать с близкими, в одном случае с невестой и мамой. Это самое тяжелое, что надо было делать в должности президента.

Юстс: Быть президентом интересно?

Вайра Вике-Фрейберга: Самый интересный этап моей жизни! Мне не было скучно на протяжении всей жизни, но я думаю ничего нет интереснее, чем быть президентом.

Юстс: Что Вы пожелаете Латвии в столетие?

Вайра Вике-Фрейберга: Пусть она остается свободной и по возможности счастливой землей.

Юстс: Вам нравилось учиться в школе?

Вайра Вике-Фрейберга: Сначала нет, так как мне сложно давалось. Я не ходила ни в детский сад, ни в начальную школу. Я сразу начала учиться во втором классе, меня перевели из первого, так как я уже умела читать. Но я многого не знала и не понимала, что они делают и зачем. Сначала было трудно... Но в средней школе и с последнего класса основной французской школы я поняла, что у меня все идет хорошо. Я получала очень хорошие оценки, и чем лучше у меня шло, тем больше нравилось учиться.

Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу
Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу Фото: Jānis Škapars/TVNET

Юстс: Какие были любимые предметы в школе?

Вайра Вике-Фрейберга: Мне много, что нравилось. Нравились музыкальные часы. У меня была чудесная учительница по истории, и она рассказывала так, как будто читаешь роман. И с тех времен мне всю жизнь нравится читать и интересоваться историей. Она была такой хорошей учительницей, что я ее никогда не забуду.

Юстс: Какой у Вас любимый музыкальный жанр?

Вайра Вике-Фрейберга: Наверное, классическая музыка, так же мне очень нравится фольклор. Нравятся народные песни — как латышские, так и других народов. Но чаще всего я слушаю классику.

Юстс: А какие любимые группы были в молодости

Вайра Вике-Фрейберга: Видишь ли, когда я училась в школе, в моде были не группы, а отдельные исполнители. Но была одна группа, известная французам, называлась Les Compagnons de la chanson. У них были красивые песни и некоторые из них они пели с Эдит Пиаф. Намного позже, когда я жила в Канаде, мне, конечно, нравился The Beatles, когда они появились.

Юстс: Вы играете на каком-нибудь музыкальном инструменте?

Вайра Вике-Фрейберга: Когда была маленькой девочкой, я начинала учиться на пианино в лагере для беженцев. Но тогда мы уехали, и в Марокко не было возможности приобрести ни пианино, ни какой-либо другой музыкальный инструмент. Только много лет позже, когда у меня самой появились дети, я купила гитару и начала учиться.

Юстс: Я читал, что вы хотели поехать на Вудстокский фестиваль...

Вайра Вике-Фрейберга: Мы слышали, что там будет много исполнителей, например, Джана Биеза, у которой очень красивый голос, и другие самые разные группы. В то же время мы слышали, что фестиваль проходит в поле, и там будет много разных людей и ожидается дождь. Я к тому времени была уже замужем и у нас с мужем Имантом были двое маленьких детей. Готова была даже нанять нянечку, но все-таки это было очень сложно. А позже узнали от людей, которые там были, что там все тонуло в грязи и курили марихуану... Нам показалось, что можно послушать и часть фестиваля, чем в тот раз быть там. Но я все равно уверена, что фестиваль в Вудстоке незабываемое событие.

Юстс: Ваше первое домашнее животное?

Вайра Вике-Фрейберга: Пупсик — полностью белая собачка, шпиц. Нам надо было его оставить, когда мы покидали Ригу и входила Красная армия. Но странным образом за три дня перед нашим отъездом собачку у нас украли. Я верю, что эти люди были хорошими хозяевами. Это и была моя самая первая собачка.

Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу
Юстс интервьирует Вайру Вике-Фрейбергу Фото: Jānis Škapars/TVNET

Юстс: Чем отличается детство Вашей внучки от Вашего детства?

Вайра Вике-Фрейберга: Она живет в мирное время, но когда я была в этом возрасте, шла война и чужаки оккупировали Латвию. Было не безопасно, начались налеты, продукты были по талонам, очень хотелось есть. Яйца, молоко, масло, мясо — все по талонам, и достать эти продукты можно было в небольшом количестве. Были сложные времена. Она, девочка, живет в мирное врермя с родителями и бабушкой и дедушкой, которые о ней заботятся. Я думаю, что обстоятельства более благоприятные. Но я пытаюсь, сколько могу, радоваться жизни и, исключая некоторые моменты, могу чувствовать себя счастливой и довольной. Хотя были моменты, когда было очень тяжело.

Перевод "Русский ТВНЕТ"

Комментарии (11)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх