"У меня рак. Мне страшно. Я не хочу умирать". Путь к Голгофе онкобольного (4)

Об этом надо говорить!
Иллюстративное фото Фото: Alyssa L. Miller/Flickr
Виктория Пушкеле
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Как бы сложно нам это ни было принять, нужно помнить - все люди смертны. Главный специалист Минздрава по онкологии Даце Балтиня уже больше года ведёт блог, в котором рассказывает о лечении и принятии рака - болезни 21-го века, о которой многие всё ещё боятся говорить вслух. 

В Латвии около 80 тысяч онкобольных. Рак - вторая наиболее частая причина смерти в стране после сердечно-сосудистых заболеваний. Онкологию обнаруживают как у взрослых, так и у молодых - в год онкологические заболевания диагностируются в среднем у 40-50 латвийских детей.

Рак стал болезнью 21-го века, и многие боятся, что онкологию выявят и у них. Хотя на самом деле бояться надо другого - позднего обращения к врачу. 

Об этом заболевании необходимо говорить и знать, как поддержать близких в случае, если беда постучится в их дом.

Главный специалист Минздрава по онкологии Даце Балтиня уже более года ведёт блог, в котором рассказывает о лечении онкологии, психологических аспектах и о принятии болезни. Приводим выдержки из её статьи "Путь к Голгофе онкобольного".

Главный специалист Минздрава по онкологии Даце Балтиня
Главный специалист Минздрава по онкологии Даце Балтиня Фото: Ieva Makare/LETA

Первая "станция" - диагноз

Услышав свой диагноз, пациенты испытывают шок, страх, смятение... Сколько людей, такой и спектр чувств и эмоций. Есть люди, которые не могу поверить в услышанное от врача, поэтому ищут другого специалиста в надежде, что он страшный диагноз поставит под сомнение или вовсе опровергнет. Первый разговор непрост как для пациента, так и для врача.

Однако то, что человек не хочет принимать свой диагноз - абсолютно нормально. В практике Балтини были случаи, когда человек застревал в "фазе отрицания" и несколько лет был убежден, что рака у него нет.

Специалист своим пациентам советует завести тетрадь и писать там "у меня рак", "что же сейчас будет", "мне страшно", "я не хочу умирать". Человеку о своей боли легче написать, чем сказать.

Здесь также важна реакция окружающих. Не нужно сразу кидаться со словами "всё будет хорошо, современной медицине под силу всё, тебя же вылечат" и т. д. Обычно на этом этапе человек настолько шокирован и опустошён, что просто ваше присутствие рядом и объятия будут намного красноречивее, чем слова успокоения. Человеку очень важно почувствовать, что он не одинок и не брошен, что вы рядом.

Вторая "станция" - оконченная терапия

Онколог наблюдала испуг пациентов, которые уже прошли терапию, но чувствуют себя так, "будто их из лодки выкинули". Они все время были заняты - операция, послеоперационный период, химиотерапия, курсы лучевой терапии... А потом резко - всё, вы можете идти и жить своей жизнью заново. Как бы логично. Но пациенты привыкли, что врачи борются с их недугом, бьются за их жизнь.

"Что будет, когда меня перестанут лечить? Не вернется ли болезнь? Что мне такого попить, чтобы укрепить организм"? 

Люди готовы покупать что угодно за любые деньги, лишь бы это защитило их от повторного возникновения онкологии.

Парадоксально, что некоторые готовы покупать дорогие пищевые добавки, а не менять свои привычки. Однако Балтиня часто наблюдает, что те пациенты, которым терапия приносит положительные результаты, часто кардинально меняют образ жизни, пищевые привычки, отношение к окружающим и к жизни. 

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: rachieray34/Flickr

Третья "станция" - рецидив

Обычно это шок и ужасное разочарование. "Я же соблюдал рекомендации врача, перенес операцию, боролся с последствиями химиотерапии, а оказалось, что все напрасно. Болезнь снова тут".

И здесь снова наступает время поговорить о том, какой путь мы выбираем, о вариантах терапии.

Некоторые пациенты воодушевляются идеей о новых, дорогих, инновационных медикаментах, которые якобы произвели революцию в медицине. Однако, как бы грустно это ни звучало, произошла революционная ситуация, а не революция.

Грустно, что врачи часто не принимают во внимания опыт, основанный на множестве доказательств, что на стадии метастазирования надо выбирать терапию, которая может обеспечить увеличение продолжительности качественной жизни, а не пытаться любой ценой уничтожить каждую раковую клетку. Состояние человека и так не самое лучшее, и нередко с помощью агрессивной терапии можно добиться обратного эффекта.

На этом этапе очень важно дать пациенту мотивацию жить и бороться. Именно так, потому что именно на этом этапе многих часто посещает желание опустить руки.

Период "третьей станции" может иметь разную продолжительность и разные сценарии. Онколог подчёркивает - говорите о своих страхах, желаниях, ощущениях. Вокруг вас живут люди, которые также очень переживают и, возможно, не знают, что у вас спросить, что вам сказать и что сделать.

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Brianna Privett/Flickr

Четвертая "станция" - начало конца

Это отрезок времени, на протяжении которого человек изо дня в день чувствует себя все более слабым, апатичным, теряет интерес к происходящему вокруг. Четвертая станция проходит у всех по разному - на это влияют как физические симптомы, так и то, находится ли человек один или рядом с ним близкие.

Есть пациенты, которые принимают приближение смерти, однако многие этому противятся. Они часто хотят успеть что-то сделать, закончить, договорить, и это желание нужно уважать. Как бы странно это ни звучало, но пациенту необходимо дать разрешение уйти. Прощание очень важно как для больного, так и для его близких.

Часто близкие рассказывают онкологу, что после душевного прощания пациент стал тихим и спокойно уснул вечным сном, а их, родных и близких, больше не мучает чувство недосказанности.

Поведение пациента и его близких очень зависит от возраста. Когда умирает старый человек и когда умирает молодой - это абсолютно разные ситуации. Очень важно выслушать, в рамках возможного принимать во внимание желания больного. И как бы сложно нам это ни было принять, нужно помнить - все люди смертны.

Галерея: Команда онкологических пациентов достигла высоты Монблана

Комментарии (4)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх