В 2006 году в Латвии впервые прошел чемпионат мира по хоккею. Обычно ради такого в сборную прилетают все, кому позволяет состояние здоровья, и кто не занят в плей-офф НХЛ. Но наша команда осталась и без лучшего вратаря, и без лучшего защитника. И если голкипер Артур Ирбе за несколько дней до турнира получил травму, то Сандис Озолиньш оказался в куда более тяжелой ситуации.
История Озо: он пропустил домашний ЧМ из-за алкоголизма, но вылечился и стал легендой (3)
2 мая в районе Нью-Йорка Уайт Плэйнс офицер полиции остановил автомобиль, ехавший со скоростью 105 км/ч. Водитель прошел тест на алкоголь, который дал результат 1,7 промилле. Нарушителя доставили в участок. Однако Сандис Озолиньш пропустил ЧМ не из-за этого. Дело в том, что игрок близко подошел к полной деградации и не мог играть на турнире, пишет Eurosport.
Молодость Сандиса – это рижское "Динамо" и закат сборной СССР. Та команда начала турнир под флагом Советского Союза, а закончила уже как СНГ.
За полгода этого Озолиньша на драфте выбрала команда "Сан-Хосе Шаркс".
Примечательно, что в юниорском "Динамо" он был нападающим, но не понравился тренеру и его отчислили.
Игрока увидел руководивший молодежкой Василий Тихонов – сын Виктора Тихонова. Тренер оценил его и сделал атакующим защитником. Eurosport отмечает, что Сандис стал одним из главных открытий Василия Викторовича.
Озолиньш, имевший за плечами опыт игры в атаке, часто увлекался нападением , а его силовая игра по меркам НХЛ казалась катастрофой – в СССР к такому количеству хитов спортсменов не готовили. Были у хоккеиста и проблемы с английским.
"При переезде меня больше всего поразила стиральная машина. Я таких отродясь не видел. обошел со всех сторон, но так и не понял, как включается. Смотрю – инструкция рядом лежит. Но она на английском. Месяц ждал, пока приедет невеста и поможет. За это время накопилась целая куча грязных вещей", – цитирует Сандиса Eurosport.
Именно для таких случаев и существуют фарм-клубы. Озолиньш вместе с Артуром Ирбе отправились в "Канзас-Сити Блэйдс", где адаптировались, а заодно и выиграли Кубок Тёрнера – главный приз Интернациональной Хоккейной Лиги (ИХЛ). Дальше последовал дебют в "Шаркс" в сезоне-1992/93 и разрыв крестообразных связок, напоминает Eurosport.
Игроку очень помогли одноклубники Игорь Ларионов и Сергей Макаров. "Я постоянно пытался дать им пас на клюшку, но ни черта не получалось. Тогда Макаров сказал: "Чего мучаешься? Швыряй в борт, а я уже там подберу". А Ларионов говорит: "Как посмотрю на тебя – беги к дальней штанге". Пока я бежал, он отдал пас Макарову, а тот не глядя мне, оставалось только клюшку подставить", – вспоминал потом латвийский спортсмен.
Three years after retiring as a player, Latvian legend Sandis Ozolins becomes head coach of Dinamo Riga in the KHL. https://t.co/TDGpnzgVvu pic.twitter.com/C5OHKAqaaH
— IIHF (@IIHFHockey) 29 мая 2017 г.
Как пишет Eurosport, осенью 1995 произошел главный поворот в заокеанской карьере латыша: он отправился в "Колорадо". Сакик, Форсберг, Каменский, Руа, Гусаров – компания у Сандиса подобралась великолепная.
И в ней он, к счастью, не затерялся: действуя в качестве начинающего атаки и периодически подключаясь к их завершениям, он набрал 13+37 очков в регулярном сезоне и 5+14 в плей-офф. С тех пор на Кубке Стэнли есть и его имя.
Впрочем, привезти кубок в Латвию Озолиньшу не дали - тогда это еще не было принято.
Не очень обошелся с Сандисом и тогдашний президент США Билл Клинтон. Команда приехала к нему на прием через несколько месяцев после победы, и он назвал Сандиса Озолинским. Защитник его поправил, и в тот момент СМИ расценили это как смелый шаг.
В следующем сезоне "Колорадо" остановил "Детройт", но Озолиньша остановить было сложно: 23 гола + 45 результативных передач, что стало рекордом клуба среди защитников. В последствии Озолиньш неоднократно попадал в топ защитников-бомбардиров, но так высоко больше не взбирался.
А потом произошел обмен в "Каролину". С тех пор дольше, чем на два сезона Озолиньш нигде не задерживался. Виной всему одна причина – алкоголь.
В Северной Америке издревле принято снимать стресс после игры пивом или коктейлями. Присоединился к этой традиции и Озолиньш, сначала понемногу, но потом все больше и больше.
Сандис пил каждый день, не слушая советы и не обращая внимание на ухудшающиеся показатели.
В итоге, защитник записался в клуб анонимных алкоголиков. Когда полиция Нью-Йорка его остановила, Сандис уже лечился. "Меня продержали в участке всего пару часов, но они показались мне вечностью. Я думал - жизнь кончена", – рассказывал Озолиньш. Eurosport отмечает, что этот случай здорово напугал игрока, но до выздоровления было еще далеко.
После финала Кубка Стэнли 2003 года латыш провел в НХЛ еще 135 матчей, растянутых на четыре года. Переезжая, он везде посещал местные реабилитационные программы. В итоге, спортсмен завершил заокеанскую карьеру там же, где и начал – в "Сан-Хосе".
Тогда Сандис думал, что вообще больше не будет играть. Ему было уже 36 лет. Целый год он жил без намека на хоккей, игры не смотрел даже по телевизору. А потом ему позвонили из рижского "Динамо", ведь на родине Озолиньш оставался героем, ему даже дали прозвище - "Капитан Латвия".
При любой возможности он прилетал на чемпионат мира, а в Турине в 2006 году он набрал 1+3 в пяти матчах.
Сандис долго сомневался, стоит ли возвращаться, однако вернулся и отыграл еще пять лет, отмечает Eurosport. Три года он был капитаном рижского "Динамо", потом год отыграл в подмосковном "Атланте", после чего еще на сезон вернулся в Ригу.
На церемонии открытия Олимпиады в Сочи в 2014 году Озолиньш был знаменосцем сборной Латвии.
"Капитан Латвия" доказал, что даже самую тяжелую ситуацию можно преодолеть. Главное - это идти до конца и бороться.