Золитудская трагедия: прокуратура не спешит пересматривать роль Vikom Industry

rus.tvnet.lv
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Спасательные работы в магазине "Maxima"
Спасательные работы в магазине "Maxima" Фото: Evija Trifanova/LETA

Почему суд первой инстанции по золитудской трагедии, когда в результате обрушения крыши магазина погибли 54 человека, признал виновным всего одного из девяти обвиняемых - это один из самых частых вопросов, звучавших после оглашения приговора 18 февраля. 

Пока нет полного решения, не понятно, повлияло ли на это обвинение, которое усмотрело в суде ошибки, или же, по мнению суда, компетенция архитектора, строителя и надзорных структур действительно не входит в зону ответственности за произошедшее. Однако призыв начать уголовный процесс о роли главного строителя - субподрядчика Re&Re Vikom Industry - позволяет думать, что кто-то еще все же мог бы быть осужден.

Ранее дело Vikom Industry было выделено из основного производства в связи с подделкой подписей. Дело выделили, так как, по мнению следователей, у подделки не было прямой связи с обрушением магазина.

Однако имеющиеся в распоряжении De facto материалы выделенного дела свидетельствуют, что без этих подписей постройку вообще нельзя было сдать в эксплуатацию. Но прокуратура по-прежнему стоит на своем.

Главный судья по делу Элрен Эрнестсонс на вопрос, означает ли решение суда, что, по его мнению, действия Vikom Industry все-таки могли оказать прямое влияние на произошеднее, ответил Латвийскому телевидению следующее:

"Если уже суд такое решение принял, то, очевидно, у него все-таки появилось мнение о нарушениях этих юридических лиц и оно имеется в этом уголовном процессе".

Ликвидированное уже Vikom Industry было нанятым Re&Re предприятием, задачей которого было изготовление и монтаж металлоконструкций. И у него был свой субподрядчик - Monce, позднее - Monce V, представитель которого Виктор Иванов,  в свою очередь, был фактическим руководителем работ субподрядчика. Он в выделенном процессе был тем, кто получил штраф за подделку подписей - около 2000 евро - и договорился о его выплате без суда.

В ходе следствия Иванов сам признался, что подписи в актах о принятии работ и в строительных журналах, где якобы подписывался уполномоченный сертифицированный строительный специалист Vikom Industry Андрей Кулешов, фактически ставил он - в присутствии других работников на стройплощадке. В протоколе допроса от 7 февраля 2014 года можно найти его слова:

"Я не знал, что они могли догадываться, что я подделываю подписи Кулешова, - возможно, они думали, что я и есть Кулешов, а также, возможно, им было все равно, кто я такой".

Подписи были подделаны, так как только у Кулешова среди связанных с предприятием лиц был нужный сертификат. 

У этого эпизода подделки, по мнению следователей, не было связи с основным процессом. В обратном уже с самого начала разбирательства пытался убедить суд представитель Ивара Сергетса Артур Звейсалниекс, так как Vikom Industry готовило детальные чертежы конструкций, разрыв которых стал причиной катастрофы. 

Обвиняемый в подделке подписей Иванов уже умер. С прошлым владельцем Vikom industry Владиславом Подгурским De facto связаться не удалось. В свою очередь, Андрей Швейцс комментировать приговор отказался.

Генпрокуратура от своего не отступает - у нарушений Vikom Industry, за которые уже уплачен штраф, с обрушением здания связи нет.

Если бы основание было, прокуратура однозначно начала бы уголовный процесс. Однако прокуроры напоминают - детализация конструкций была согласована с Иваром Сергетсом, поэтому ответственный в любом случае он. Кроме того, правде не соответствует сказанное, что Сергетс запланировал сплошные конструкции, а соединение уже потом придумало именно Vikom Industry.

"Нигде в документации единая конструкция не появляется. И на заседании суда было констатировано, что после произошедшего обрушения Сергетс подделал этот чертеж и послал одному эксперту", - сказала прокурор Екатерина Кушакова.

На том, что изначально конструкции планировались сплошные, настаивает и эксперт строительного проекта Андрис Гулбис, который проверял предварительный проект Сергетса и которого суд оправдал, как и других обвиняемых.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх