Недавняя резкая девальвация доллара США вызвала опасения, что он может потерять роль главной мировой резервной валюты. Агрессивная политика монетарного смягчения, проводимая Федеральным резервом США, грозит ещё больше ослабить ключевую валюту мира, а кроме того, наблюдается рост инфляционных ожиданий и цен на золото.
Но, перефразируя Марка Твена, сообщения о преждевременной кончине доллара сильно преувеличены. Слабость доллара в последнее время объясняется краткосрочными, циклическими факторами. В долгосрочной же перспективе ситуация выглядит несколько более запутанной: у доллара есть как сильные, так и слабые стороны, которые со временем могут ослабить, а могут и не ослабить его глобальные позиции.
Главный среди краткосрочных негативных факторов – сверхмягкая монетарная политика ФРС. Поскольку Америка монетизирует свой непрерывно растущий дефицит бюджета, подходы ФРС выглядят намного более мягкими, чем у большинства других крупных центральных банков.
В период роста рыночных аппетитов к рискам доллар обычно слабеет, и наоборот. Именно поэтому его стоимость достигла пика в феврале-марте во время паники, вызванной Covid-19, а затем, начиная с апреля, он начал слабеть, поскольку настроения на рынке улучшились. Кроме того, активация ФРС линий валютных свопов с другими центральными банками смягчила проблему отсутствия долларовой ликвидности, которая толкала валютные курсы вверх в начале кризиса. Сегодня приток глобальных долларов создаёт понижающее давление на курс американской валюты.