Эстонские ученые выяснили, почему SARS-CoV-2 так заразен

Исследование тартуских ученых дает понять, почему вызвавший пандемию коронавирус более заразен, чем его родственники, которым не удалось распространиться по всему миру, пишет Rus.Postimees.
Исследование тартуских ученых дает понять, почему вызвавший пандемию коронавирус более заразен, чем его родственники, которым не удалось распространиться по всему миру, пишет Rus.Postimees.
В случае любого вируса ключевым является вопрос о том, как он проникает в клетки своего хозяина. В случае SARS-CoV-2 уже с самого начала пандемии было известно, что важную роль в его нападении играют торчащие на его поверхности спайковые белки, на которые нацелена большая часть разрабатываемых сейчас вакцин и лекарств.
В своем новом исследовании ученые Тартуского университета показывают, что в генах спайкового белка имеется последовательность, которой нет ни у распространявшегося в 2003 году в Азии первого вируса SARS, ни у вируса MERS, до сих пор заражающего людей на Ближнем Востоке. Генетическое различия, конечно, существуют между всеми вирусами, но найденная последовательность, вероятно, играет главную роль в способности вируса заражать живые организмы.
Известно, что, оказываясь в непосредственной близости от человеческой клетки, вирус активируется под влиянием вырабатывающегося на ее поверхности фермента под названием фурин. Последний расщепляет спайковый белок, в результате чего оголяются его части, расположенные уже на поверхности клетки и связанные с рецепторами, и вирус может проникнуть в клетку. В ходе исследования, проведенного в Тарту в лаборатории профессора Марта Лоога, докторант Михкель Эрд и старший научный сотрудник молекулярной биологии Илона Фаустова, показали, что в спайковом белке SARS и MERS нет последовательности аминокислот, с которыми связывался бы фурин, запуская весь процесс.
Иными словами, - хотя еще многое предстоит исследовать - именно эта особенность, очевидно, стала причиной, по которой SARS-CoV-2 намного более успешно заражает людей, чем его предшествующие родственники.
"На данный момент эта связь опирается в основном на исследования, проводившиеся с другими вирусами", - пояснил Михкель Эрд. Так, например, взаимосвязь, обнаруженная между патогенностью и тем, насколько успешно фурин расщепляет спайковый белок, обнаружена в случае вирусов гриппа и эболы. Известно, что в поверхностных белках особенно опасных штаммов этих вирусов есть мотивы (последовательности), которые фурин расщепляет особенно хорошо, в то время как у более слабых штаммов фурин работает не так эффективно.
"Мы обнаружили, что в спайковом белке SARS-CoV-2 очень хороший расщепляющий мотив. В других статьях исследовалось влияние этого мотива на примере клеточных культур и хомячков, и было обнаружено, что этот расщепляющий мотив критичен для того, чтобы SARS-CoV-2 вызывал сильную инфекцию", - добавила Илона Фаустова.
Как это бывает в науке, необходимо и здесь учитывать ограниченность результатов исследования. А именно, сейчас исследовалось лишь поведение конкретных молекул в пробирке - как констатировала Фаустова, исследовательская группа не считала необходимым слишком отклоняться от своей сферы. Работают ли и как обнаруженные механизмы в модельных организмах и людях - тема дальнейших исследований. В то же время она подчеркнула, что в ходе параллельно проводившихся исследований было обнаружено, что соединения, препятствующие воздействию фурина, могли бы сработать и при лечении Covid-19.
Почти месяц назад Postimees писал о том, как на основании работы профессора наномедицины Тартуского университета Тамбета Теэсалу годичной давности было показано, каким образом SARS-CoV-2 проникает в центральную нервную систему. Научные группы, исследовавшие механизмы, обнаруженные Теэсалу, показали, что последовательности, возникающие в месте расщепления спайкового белка, соединяются с находящимся на поверхности человеческой клетки белком нейропилин-1 и таким образом проникают в клетку. Результаты нынешнего исследования подтверждают эти выводы, констатировал Эрд.
Поскольку исследование касается лишь одного важного аспекта заразности нового коронавируса, результаты исследования открывают возможности для дальнейшей работы, в ходе которых можно будет изучить, как использовать этот процесс для того, чтобы помешать распространению вируса.
"Мы описали точнее, от чего зависит эффективность расщепления фурина. Эти знания применимы и к другим белкам, включая спайковые белки коронавирусов, распространяющихся среди животных. Учитывая, что вспышки коронавирусов происходили в 2003, 2012 и 2019 годах, ясно, что есть опасность появления новых вирусов. Причем обнаружено, что именно активация вируса фурином может способствовать передаче вирусов от диких животных к человеку, поскольку фурин универсален для животных, в то время как некоторые другие протеазы более вариативны", - сказал Март Лоог.
Исследование вышло в научном журнале Scientific Reports.