Редактор дня:
Andrejs Zacarinnijs

Вступив в еврозону, избавимся от призраков девальвации? (25)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: flickr.com/tommy-ironic

Вступив в еврозону, латвийское общество избавится от такого явления, как призрак девальвации, который нередко вынуждает латвийцев верить в слухи и при первой возможности избавляться от латов. Об этом в публикации на сайте Банка Латвии заявила экономист центробанка Людмила Нола.

Она напомнила, что известнейшие экономисты мира не прекращают дискуссии по поводу выбранного Латвией рецепта преодоления кризиса - сохранить фиксированный валютный курс и не девальвировать национальную валюту. Споры об этом продолжаются и в самой Латвии, и, судя по всему, не стихнут до введения евро.

«Отдельные участники дискуссии, считающие девальвацию лата инструментом достижения благосостояния народа, забывают рассказать о негативных эффектах, которые неизбежно повлияют на покупательскую способность населения, ухудшат бизнес-среду и подорвут приток инвестиций в нашу страну», - отмечает экономист.

По словам Нолы, девальвация вполне может стать востребованным инструментом экономической политики, который при определенных условиях в краткосрочной перспективе улучшает ситуацию в народном хозяйстве.

С помощью девальвации можно добиться, что все трудящиеся станут получать меньшие реальные зарплаты

, а пенсионеры те же пенсии, но с меньшей покупательской способностью, и это будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики. «Это проще, чем пытаться убедить снизить свои доходы, не девальвируя валюту (так называемая внутренняя девальвация)», - отмечает Нола.

«В действительности же положительный эффект от классической девальвации недолог и не работает в государствах, зависимых от импорта, каковой является и Латвия. В этом случае быстро растет потребление, увеличивается скупка товаров. Однако сырье для производства, которое невозможно добывать внутри страны, приходится импортировать по более высоким ценам. Как следствие, растет инфляция, а вместе с этим уменьшаются реальные доходы населения. Одновременно снижается потребление», - поясняет экономист.

Нола напомнила, что еще совсем недавно, во время кризиса, люди лихорадочно меняли латы на евро, услышав очередные «достоверные» слухи о якобы неминуемой девальвации лата. По оценке Банка Латвии, в период с 2007 по 2011 год более чем половина трат (примерно 340 млн. евро или 238 млн. латов) от общих расходов на конвертацию лата/евро (600 млн. евро или 420 млн. латов) была связана со слухами о девальвации, а не с нормальной хозяйственной деятельностью.

По словам Нолы, девальвация идет на пользу только тем, кто заранее перевел накопления в иностранную валюту. Эти люди в один момент могут стать состоятельными. В выигрыше могут остаться и те предприниматели, у которых в результате девальвации снижаются расходы на рабочую силу.

Однако в целом гораздо больше тех, кто остается в проигрыше. Осложняется жизнь людей, которые взяли кредиты в иностранной валюте, а доходы получают в девальвированной валюте. Хотя девальвация зачастую преподносится как мера, призванная поддержать местный бизнес, он нередко страдает от возникающих трудностей с привлечением финансирования для развития предприятий.

Сложности возникают даже у тех, у кого нет кредитов в иностранной валюте и вообще кредитных обязательств.

Импортные товары в течении нескольких суток, а то и одной ночи становятся на 20%, 30% и более процентов дороже. А найти импортозамещающие товары местного производства невозможно, поясняет Нола.

«Девальвация отпугивает и иностранных инвесторов, которым нет смысла держать активы в валюте, стремительно теряющей свою стоимость. Как следствие, финансы уходят из страны», - подчеркнула экономист.

Однако эти опасения исчезнут, когда Латвия вступит в еврозону. Для людей в повседневной жизни ничего не изменится - лат уже сейчас привязан к евро, но в выигрыше окажутся предприниматели, особенно те, кто уже сегодня работает с партнерами в еврозоне.

В свою очередь общество избавится от такого явления, как призрак девальвации, который нередко вынуждает латвийцев поверить в слухи и при первой возможности избавляться от латов.

По словам Нолы, именно призрак девальвации является причиной распространяемых в последнее время слухов о том, что работодатели в процессе введения евро могут поступить нечестно и установить зарплату в евро в том же номинале, в котором она сегодня выплачивается в латах. То есть, человек, получавший в декабре 2013 года 300 латов, за январь 2014 года якобы получит 300 евро.

«Фактически это очередные слухи о скрытой девальвации, которые, надо думать, исчезнут только тогда, когда, присоединившись к еврозоне, все цены и источники доходов (зарплаты, пособия, пенсии) будут конвертированы по официальному курсу - 0,702804 латов за евро», - подчеркивает экономист.

Наверх