Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs
Cообщи

Защита от санкций: разморожены средства латвийской компании, связанной с РЖД

Железнодородные перевозки. Иллюстративное фото
Железнодородные перевозки. Иллюстративное фото Фото: Schutterstock.com

Летом этого года по решению Службы финансовой разведки (FID) были разблокированы замороженные средства зарегистрированной в Латвии грузовой транспортной компании Euro Rail Trans, сообщает программа Латвийского телевидения De Facto. Фактически контрольный пакет акций Euro Rail Trans принадлежит российской государственной компании "Российские железные дороги" (РЖД). В FID поясняют, что, несмотря на это, до сих пор санкции к латвийской компании применялись необоснованно.

Это не первый раз, когда для компании, связанной с РЖД, риск санкций то просматривается, то не просматривается, поскольку трактовки, что делать с присутствием компании из РФ, расходятся. Однако сейчас подчеркивается, что РЖД не подвергается прямым санкциям и, скорее всего, не будет, что упирается в экономические интересы.

Между тем существенная роль РЖД в политике, экономике и военном деле России очевидна. "Позволяя российской армии, боевой технике и вооружению передвигаться к границам России с Украиной, РЖД поддерживает или поддерживала деятельность, которая дестабилизирует Украину", - писала в постановлении об этой российской компании Великобритания в контексте мартовских санкций 2022 года.

Евросоюз применил к РЖД финансовые ограничения, а также ввел санкции в отношении лиц, которые, помимо прочего, находились или также находятся в руководстве компании. Таков, например, нынешний министр обороны России Андрей Белоусов. Он возглавлял совет директоров РЖД до того, как стал министром обороны, но и сейчас входит в него. Исполнительный директор РЖД, уроженец Латвии Олег Белозеров, который находится только в санкционном списке Великобритании, а не ЕС, отчитался Путину о работе РЖД в январе этого года.

В Латвии весной 2022 года риск санкций был определен для двух связанных с РЖД компаний - Euro Rail Trans, 51% которой принадлежит российской компании, и Euro Rail Cargo, в которой российской стороне принадлежало 50%. Однако последняя пропала из списка компаний, находящихся под риском санкций, уже летом того же года, а Euro Rail Trans - этим летом.

Первоначально обе компании были включены в таблицу санкционных рисков Регистра предприятий. Кредитные организации сообщали, что средства Euro Rail Trans были заморожены из-за санкций, а Euro Rail Cargo попала в список, поскольку имела практически идентичную структуру собственности - с одной стороны компании, возглавляемые РЖД, а с другой - Locomotive Traction Operator. Таким образом, можно сделать вывод, что на это предприятие также могут распространяться аналогичные ограничения.

"Позже были получены аргументы, что это было сделано неоправданно. И когда мы в очередной раз спросили у учреждения, предоставившего эту информацию об этом условном двойнике, будет ли [риск санкций] распространяться и на это аналогичное предприятие со схожей структурой собственности, был получен отрицательный ответ. (...) Следовательно, мы тоже пересмотрели свое решение", - объяснил исключение Euro Rail Cargo из списка Сандис Карелис, заместитель главного государственного нотариуса Регистра предприятий.

Упомянутые учреждения в Регистре предприятий не раскрывают, признавая, что в то время существовала большая неопределенность в отношении применения санкций и много вовлеченных. В апреле этого года ответственность за надзор за санкциями была передана одному учреждению - FID. Там пришли к выводу, что Euro Rail Trans тоже не должна была быть в этом списке. Служба основывает свое решение на высказанном в декабре 2022 года мнении Еврокомиссии о том, что РЖД не является объектом целевых финансовых санкций. Марта Тилхена, руководитель отдела по обеспечению соблюдения санкций FID, заявляет: "Очень важно в таких ситуациях , где возможна общая позиция, выраженная ответственными европейскими институциями, чтобы мы затем применяли санкции единообразно во всех государствах ЕС. Чтобы избежать ситуаций, когда одна страна что-то находит, а в другой санкции применяются по-другому. И, соответственно, это было нашим основным соображением".

В программе De Facto уточнили, что в настоящее время как минимум половина из 14 членов совета директоров РЖД, часть из которых являются представителями правительства, находятся под санкциями ЕС. Служба финансовой разведки также обратила на это внимание и запрашивает дополнительные разъяснения у Еврокомиссии. "Учитывая, что этот совет директоров имеет различные функции, в рамках которых они принимают различные решения относительно РЖД, их деятельности, действий с этими активами, мы как Служба финансовой разведки также обратились в Европейскую комиссию с просьбой о повторных разъяснениях, является ли мнение, которое они выразили в декабре 2022 года, актуальным, учитывая ситуацию, которая сложилась сейчас", - сказала Тилхена. FID указывает на наличие контролирующего органа. Он применяет санкции, но сам не выбирает, к кому их применять - это политический вопрос.

В МИД поясняют, что против РЖД введены только частичные санкции за отдельные финансовые операции. Но полное прекращение сотрудничества должно быть согласовано всеми государствами ЕС. В то же время из письменного комментария МИД понятно, что такое вряд ли могло бы произойти: "Роль "Российских железных дорог" должна учитываться не только в европейских транспортных системах и торговле несанкционированными товарами из России и в Россию, но и в транзите европейских стран в Азию и торговле с азиатскими странами".

Министерство сообщения также признает, что, несмотря на стремление Латвии сократить любое сотрудничество с Россией как государством-агрессором, ЕС сделал одним из важнейших приоритетов международного сотрудничества сотрудничество с Центральной Азией. Андрис Малдупс, глава департамента логистики и координации международного сотрудничества Министерства сообщения, поясняет: "В железнодорожном транспорте невозможно без сотрудничества между латвийскими и российскими управляющими железнодорожной инфраструктурой - LDz и РЖД, а также без сотрудничества железнодорожных перевозчиков. Необходимо обеспечить прием и передачу грузовых поездов между железнодорожными компаниями двух стран. Поэтому это сотрудничество находится на минимальном уровне и его необходимо поддерживать. Это также хорошо известно в ЕС, и поэтому никаких ограничений на такое сотрудничество с точки зрения санкций нет".

Что теперь будет с Euro Rail Trans - неясно. Ивар Сормулис, который указан как истинный бенефициар двух упомянутых латвийских компаний, говорит, что разорвал отношения с Euro Rail Trans в феврале 2022 года, но оказался в тупиковой ситуации, поскольку не смог официально урегулировать это. Компания фактически не работает. Иная ситуация с логистической Euro Rail Cargo. Летом этого года в ее структуре были зафиксированы изменения, что фактически означает освобождение от российской стороны. Соглашение о поглощении российских частей было заключено ранее, но официально оно состоялось только сейчас, что совпадает с решением FID в отношении РЖД. "Процесс там был сложный. Разрешения всякие, было сложно избавиться от этой истории". Но Сормулис воздерживается от разговоров о дальнейшей деятельности компании, поскольку ситуация слишком неопределенная.

Чтобы вспомнить, как вообще начинались совместные предприятия с российской госкомпанией, следует вернуться на более чем десять лет в прошлое, когда их создавали компании, косвенно принадлежавшие семьям Андриса Шкеле и Айнара Шлесерса. Последний также в течение многих лет входил в совет директоров Euro Rail Trans и Euro Rail Cargo. На данный момент он не вдается в подробности предметного сотрудничества с Россией, а лишь обосновывает его бизнес-интересами.

"Клиенты хотят, чтобы их груз как можно быстрее достиг места назначения. Бывали ситуации, когда груза было много, а потом стояли сотни вагонов, тысячи вагонов в каких-то пробках. Трудно было вывезти и так далее. И каждая компания искала способы улучшить эту логистику", - объясняет Шлесерс. Вхождение российской стороны в Euro Rail Cargo произошло уже после российского вторжения в Крым в 2014 году, но Шлесерс не хочет это комментировать: "Знаете что, не будем смешивать. То, что произошло в то время, было воспринято миром совершенно по-другому. Война в Украине началась в феврале 2022 года, затем были введены санкции. До этого, посмотрите, все западные компании работали с Россией, и только после вторжения в Украину многие закрыли свои представительства и так далее".

Между тем Бюро по защите Сатверсме (SAB) еще десять лет назад заявляло, что растущая доля России в транзитном секторе Латвии рискованна, поскольку может стать инструментом политического влияния. Даже сейчас SAB признает риски. В то же время в ведомстве констатируют, что из-за геополитической ситуации сотрудничество латвийских компаний уже сократилось, и полагают, что решения FID мотивированы и адекватно оценены.

При изучении произошедшего выявилась еще одна деталь. Истинным бенефициаром Eiro Rail Cargo до мая 2022 года был Сергей Мальцев. Имя, дата рождения, связи с компаниями совпадают с данными о Сергее Мальцеве, который в свое время также был председателем совета директоров РЖД. Там он числится гражданином России, хотя  в Регистре предприятий Латвии - гражданином Кипра.

Сормулис и Шлесерс уклоняются от прямых комментариев по поводу этой ситуации. В регистре говорят: какие документы представлены, такие и используются. А вот если у человека, например, двойное гражданство, это узнать нельзя. FID считает, что эту проблему, возможно, необходимо решить. После февраля 2022 года также действуют ограничения, распространяющиеся на всех граждан России, и только предъявление вторичного гражданства можно трактовать как попытку скрыть связь с Россией.

RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!

Наверх