"После работы я думала, что делать - поехать на трамвае домой или потратить эти 20 сантимов на батон хлеба. И шла пешком домой".
Однажды женщина узнала, что, получив гражданство России, можно вдобавок к латвийской получать и российскую пенсию - за рабочий стаж в годы советской оккупации. "Чтобы выжить, чтобы не умереть с голоду со своим ребенком", - объясняет Нина свое решение.
Советскую пенсию можно было получать уже с 55 лет, латвийской же нужно было ждать до 62. "Вместе латвийская и российская пенсии выходили в 187 латов (277 евро). А если бы я взяла одну латвийскую пенсию, было бы 133 лата. Конечно, я оставила две пенсии вместе", - объясняет Нина нехитрую арифметику.
Но даже с двумя пенсиями она продолжает работать дворником на Рижском рынке.
"Сейчас у меня латвийская пенсия 225 евро. Ну, а российская - в зависимости от курса рубля, - делится Нина, задаваясь вопросом: разве это плохо, если сюда приходят деньги? Мы же тратим их здесь на коммуналку, на еду. Все деньги остаются здесь".
Сейчас Нина готовится ко второй попытке сдать экзамен, но ей тяжело.
"Просто нужно, чтобы было общение, а мне не с кем общаться. Я работаю дворником. Мне что, с метелкой разговаривать? "Labdien, mana mīļā slota, nu, lūdzu, strādāt" [в переводе с латышского - "Здравствуй, моя дорогая метла. Прошу за работу"]. С кем мне говорить? Ну не с кем", - объясняет она.